Методические рекомендации по биологии на 2009-10 уч.год подготовка к ег.
При подготовке к ЕГЭпрежде всего необходимо добиться усвоения учащимися материала разделов «Общая биология» и «Человек и его здоровье», поскольку в экзаменационной работе преобладают задания, контролирующие наиболее существенные вопросы из этих разделов (их доля составляет 85%):
- обратить внимание на повторение и обобщение материала, изученного в основной школе, значимого для конкретизации теоретических положений, изучаемых на заключительном этапе биологического образования: (клеточной, эволюционной, хромосомной теории, антропогенеза, материала по экологии, онтогенезу, материалы по экологии, онтогенезу, селекции);
- формировать у учащихся умение работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и процессы.
Следует обратить внимание на закрепление материала, вызывающего ежегодные затруднения:
1) химическая организация клетки;
2) обмен веществ и превращение энергии;
3) нейрогуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих в организме человека;
4) способы видообразования;
5) определение движущих сил эволюции путей и направлений эволюционного процесса;
6) ароморфозы у конкретных групп организмов;
7) особенности митоза и мейоза фотосинтеза и хемосинтеза.
В учебном процессе больше внимания уделять формированию предметной компетентности (природоохранной, здоровьесберегающей, исследовательской и др.);
- целесообразно сделать акцент на формирование у учащихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников.Необходимо сформировать умения кратко, четко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли.Для достижения высоких результатов учащимися учителю важно понять: использование традиционной методики преподавания не поможет выполнить эти требования; значит, преподавание предмета необходимо осуществлять на основе современных педагогических технологий, в основе которых лежит компетентностно - деятельностный подход в обучении.На сайте ФИПИ размещены новые документы, регламентирующие разработку КИМов ЕГЭ 2009 г., открытый сегмент Федерального банка тестовых материалов, учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом и другие материалы, которые могут быть использованы при организации учебного процесса и подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА – 9.Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека, является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны.
В проекте национальной образовательной стратегии – инициативы «Наша новая школа» определены пять основных направлений развития общего образования:
- обновление образовательных стандартов;
- система поддержки талантливых детей;
- развитие учительского потенциала;
- современная школьная инфраструктура;
- здоровье школьников.
Особо следует обратить внимание на поддержку талантливых детей, которая представляет собой систему работы, включающую в себя следующие мероприятия:
-Проведение диагностики для определения направленности интересов, интеллектуальных способностей и творческого потенциала учащихся.-Диагностику определения глубины знаний учащихся, широты предметной направленности интересов, ориентировки на проблемный вопрос, работы с литературой.
-Выявление способных учащихся и вовлечение их в проектно – научно – исследовательскую деятельность.
-Организацию работы учащимися в рамках НОУ. Выполнение учащимися научно-исследовательских работ различных видов и направлений под руководством учителя –предметника.
-Проведение предметных конкурсов в рамках образовательного учреждения.
-Проведение итогового школьного конкурса «Ученик года».
-Работу учеников по индивидуальным планам развития творческих способностей.
-Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня.
-Систему обеспечения и консультационно-методическую поддержку профильного обучения, реализуемого, в том числе, посредством индивидуальных образовательных программ учащихся и сетевого взаимодействия образовательных учреждений.Ключевыми характеристиками современного образования являются не только передача знаний и технологий, но и формирование креативных и социальных компетентностей, готовности к переобучению.
Рекомендуем учителю следующую литературу:
- Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования. Естествознание. Н.П.Безрукова, А.С. Звягина, Е.В. Оспенникова. – М.: Университетская книга, 2008 г.- А.С. Сименко.
Проекты и исследования в развивающейся школе. – М.: АПК и ПП РО, 2007 г.- П.А. Воронина. Элективные курсы. – М.: Айрис – Пресс, 2008 г.- А.П. Петерсон.
Деятельностный метод обучения. – М.: АПК и ППРО, 2007 г.- Н.Л. Галеева. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии.– М.: «5» за знания, 2006 г.- А.К. Колеченко. – Энциклопедия педагогических технологий. – СПб.: Каро, 2005 г.ЕГЭ. Биология.
Типовые тестовые задания / Н.А. Богданов.
— М.: издательство «Экзамен».
— 117, (Серия «ЕГЭ. Типовые тестовые задания»);ЕГЭ. Биология. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие / Н.А.
Богданов.
— М.: издательство «Экзамен».
— 118, (Серия «ЕГЭ. Практикум»);Биология. Пособие для подготовки к ЕГЭ / А.А. Каменский.
— М.: издательство «Экзамен».
— 415 (Серия «ЕГЭ. 100 баллов»);ЕГЭ. Биология. Выполнение заданий части 1 (А): учебно-методическое пособие / Н.И. Деркачева, А.Г. Соловьев.
— М.: издательство «Экзамен».
— 383, [1] с. (Серия «ЕГЭ. 100 баллов»);ЕГЭ. Биология. Выполнение заданий части 2 (В): учебно-методическое пособие / Н.И. Деркачева, А.Г. Соловьев.
— М.: издательство «Экзамен».
— 319, (Серия «ЕГЭ. 100 баллов»);ЕГЭ. Биология. Выполнение заданий части 3 (С): учебно-методическое пособие / Н.И. Деркачева, А.Г. Соловьев.
— М.: издательство «Экзамен».
— 350, (Серия «ЕГЭ. 100 баллов»);
Рекомендации подготовлены методистом кафедры естественно - научного и экологического образования ККИДППО К.П. Казарян Контактный телефон – 8 (861) 232-49-00.
- обратить внимание на повторение и обобщение материала, изученного в основной школе, значимого для конкретизации теоретических положений, изучаемых на заключительном этапе биологического образования: (клеточной, эволюционной, хромосомной теории, антропогенеза, материала по экологии, онтогенезу, материалы по экологии, онтогенезу, селекции);
- формировать у учащихся умение работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и процессы.
Следует обратить внимание на закрепление материала, вызывающего ежегодные затруднения:
1) химическая организация клетки;
2) обмен веществ и превращение энергии;
3) нейрогуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих в организме человека;
4) способы видообразования;
5) определение движущих сил эволюции путей и направлений эволюционного процесса;
6) ароморфозы у конкретных групп организмов;
7) особенности митоза и мейоза фотосинтеза и хемосинтеза.
В учебном процессе больше внимания уделять формированию предметной компетентности (природоохранной, здоровьесберегающей, исследовательской и др.);
- целесообразно сделать акцент на формирование у учащихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников.Необходимо сформировать умения кратко, четко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли.Для достижения высоких результатов учащимися учителю важно понять: использование традиционной методики преподавания не поможет выполнить эти требования; значит, преподавание предмета необходимо осуществлять на основе современных педагогических технологий, в основе которых лежит компетентностно - деятельностный подход в обучении.На сайте ФИПИ размещены новые документы, регламентирующие разработку КИМов ЕГЭ 2009 г., открытый сегмент Федерального банка тестовых материалов, учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом и другие материалы, которые могут быть использованы при организации учебного процесса и подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА – 9.Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека, является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны.
В проекте национальной образовательной стратегии – инициативы «Наша новая школа» определены пять основных направлений развития общего образования:
- обновление образовательных стандартов;
- система поддержки талантливых детей;
- развитие учительского потенциала;
- современная школьная инфраструктура;
- здоровье школьников.
Особо следует обратить внимание на поддержку талантливых детей, которая представляет собой систему работы, включающую в себя следующие мероприятия:
-Проведение диагностики для определения направленности интересов, интеллектуальных способностей и творческого потенциала учащихся.-Диагностику определения глубины знаний учащихся, широты предметной направленности интересов, ориентировки на проблемный вопрос, работы с литературой.
-Выявление способных учащихся и вовлечение их в проектно – научно – исследовательскую деятельность.
-Организацию работы учащимися в рамках НОУ. Выполнение учащимися научно-исследовательских работ различных видов и направлений под руководством учителя –предметника.
-Проведение предметных конкурсов в рамках образовательного учреждения.
-Проведение итогового школьного конкурса «Ученик года».
-Работу учеников по индивидуальным планам развития творческих способностей.
-Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня.
-Систему обеспечения и консультационно-методическую поддержку профильного обучения, реализуемого, в том числе, посредством индивидуальных образовательных программ учащихся и сетевого взаимодействия образовательных учреждений.Ключевыми характеристиками современного образования являются не только передача знаний и технологий, но и формирование креативных и социальных компетентностей, готовности к переобучению.
Рекомендуем учителю следующую литературу:
- Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования. Естествознание. Н.П.Безрукова, А.С. Звягина, Е.В. Оспенникова. – М.: Университетская книга, 2008 г.- А.С. Сименко.
Проекты и исследования в развивающейся школе. – М.: АПК и ПП РО, 2007 г.- П.А. Воронина. Элективные курсы. – М.: Айрис – Пресс, 2008 г.- А.П. Петерсон.
Деятельностный метод обучения. – М.: АПК и ППРО, 2007 г.- Н.Л. Галеева. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии.– М.: «5» за знания, 2006 г.- А.К. Колеченко. – Энциклопедия педагогических технологий. – СПб.: Каро, 2005 г.ЕГЭ. Биология.
Типовые тестовые задания / Н.А. Богданов.
— М.: издательство «Экзамен».
— 117, (Серия «ЕГЭ. Типовые тестовые задания»);ЕГЭ. Биология. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие / Н.А.
Богданов.
— М.: издательство «Экзамен».
— 118, (Серия «ЕГЭ. Практикум»);Биология. Пособие для подготовки к ЕГЭ / А.А. Каменский.
— М.: издательство «Экзамен».
— 415 (Серия «ЕГЭ. 100 баллов»);ЕГЭ. Биология. Выполнение заданий части 1 (А): учебно-методическое пособие / Н.И. Деркачева, А.Г. Соловьев.
— М.: издательство «Экзамен».
— 383, [1] с. (Серия «ЕГЭ. 100 баллов»);ЕГЭ. Биология. Выполнение заданий части 2 (В): учебно-методическое пособие / Н.И. Деркачева, А.Г. Соловьев.
— М.: издательство «Экзамен».
— 319, (Серия «ЕГЭ. 100 баллов»);ЕГЭ. Биология. Выполнение заданий части 3 (С): учебно-методическое пособие / Н.И. Деркачева, А.Г. Соловьев.
— М.: издательство «Экзамен».
— 350, (Серия «ЕГЭ. 100 баллов»);
Рекомендации подготовлены методистом кафедры естественно - научного и экологического образования ККИДППО К.П. Казарян Контактный телефон – 8 (861) 232-49-00.