Классный час - «от красоты познания к творчеству»

Классный час - «от красоты познания к творчеству»


РАЗРАБОТКИ КЛАССНЫХ ЧАСОВ

Все разработки рассчитаны на 2
— 3 классных часа.



БЕСЕДА НА ТЕМУ: «ОТ КРАСОТЫ ПОЗНАНИЯ К ТВОРЧЕСТВУ»

(Для учащихся 15
— 16 лет)

Задачи: познакомить учащихся с понятиями «красота науки», «эстетика учебной деятельности»; раскрыть взаимосвязь художественного и научного познания мира; рассказать о путях формирования творческих способностей, эстетического восприятия научных фактов; развивать стремление к познавательной деятельности, эстетическое отношение к учебе.

Ход подготовки:

1. Предварительно провести опрос учащихся: назовите свой любимый предмет, что вас в нем привлекает? В чем, по-вашему, красота таких наук, как физика, математика, химия? Умеете ли вы видеть красоту научных фактов, явлении природы? Назовите свое увлечение, помогает ли оно вам в учебе? При каких условиях изучение точных наук доставляет вам удовольствие?




2. Двум-трем учащимся подготовить сведения о творческой деятельности некоторых ученых, обратив внимание на следующие вопросы: что побудило ученого заняться изучением проблемы? Как познавательный интерес и увлечения в свободное время определили жизненный путь и направления исследований ученого? В чем видел ученый красоту науки и процесса мышления? Как работал над собой? (См.: Борн Н. Моя жизнь и взгляды. М., 1973; Китайгородский А. И. Физика
— моя профессия. М., 1965; Кузнецов Б. Т. Творческий путь Ломоносова. М., 1956 и др. ).

3. Двум учащимся подобрать и разучить стихотворения.

4. Подготовить игры на развитие воображения, образного мышления, творческих способностей (см.: Минскин Е. М. От игры к знаниям. М., 1982; Кель О. С., Терский В. Н. Игра «Конкурс смекалки» в школе. М., 1960 и др. ).


5. Написать плакаты:

«В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии».

А. Эйнштейн.

«... между логикой исследователя природы и эстетическим чувством ценителя ее красот есть какая-то внутренняя органическая связь».

К. А. Тимирязев.

«Великая поэзия нашего века
— это наука с удивительным расцветом своих открытий, своим завоеванием материи, окрыляющая человека, чтоб удесятерить его деятельность».

Э. Золя.

План-конспект беседы:

1. Поэзия науки.

1. Вступительное слово классного руководителя: о целях и задачах беседы, роли науки в жизни человека, об отношении учащихся к учебным дисциплинам, их представлениях о красоте науки (используются материалы проведенного опроса).

2. Выступление ведущего (им может быть учитель-предметник):

О красоте науки и научной деятельности ученые, педагоги и писатели высказывались неоднократно. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что во всякой науке есть эстетический элемент. У А. С. Пушкина мы находим утверждение, что вдохновение нужно в поэзии так же, как и в геометрии. Д. И. Менделеев был убежден: опыт должен быть не только поучителен и верен, но также красив и привлекателен.

Красоту видимую, которую мы ощущаем в природе, распознать проще. Она проявляется в яркости красок неба, цветовых и звуковых явлениях, в симметричности форм тел живой и неживой природы, в ритмичности происходящих процессов. А как оценить красоту невидимую, скрытую в законах, теориях, формулах, определениях? «Радостное и вдохновенное чувство испытываешь,
— писал А. Эйнштейн,
— видя проблему изложенной кратко и живо, во всем ее разнообразии и во всех ее связях». Американский физик Дж. Томсон считает, что «ощущение большой красоты возникает в том случае, если теория способна охватить на первый взгляд очень разрозненные явления и показать их тесную связь».




Среди других эстетических критериев научных теорий и законов можно выделить следующие: простота и изящество внешнего выражения теории, которое заключено в формуле или определении; информационная полнота, состоящая в широте охвата разнообразных явлений; минимальность понятий, лежащих в основе теории. Примеры таких законов и теорий: закон всемирного тяготения, теория относительности, теория строения атома и др.

Ученые считают, что сам процесс познания истины, ее доказательства может быть эстетическим. «Главным моим. наслаждением в течение всей жизни,
— писал Ч. Дарвин,
— была научная работа». Эстетика процесса познания заключается в ясности, четкости и последовательности развития мысли, в строгой доказательности, простоте, оригинальности, в изяществе полученного решения, сделанного вывода.

Сам творческий процесс носит эстетический характер.

Смелость мысли, яркость догадки, оригинальность гипотезы, нестереотипность мышления, радостное чувство поиска истины характерны для научного творчества.

3. Выступления 2
— 3 учащихся: краткие сообщения о творческой деятельности некоторых ученых (например, А. Эйнштейна, П. Кюри, Д. И. Менделеева, И. В. Курчатова, С. П. Королева).

II. Серьезен ли спор о «физиках» и «лириках»?

1. Выступление классного руководителя (о единстве научного и художественного мышления в творчестве ученых, деятелей литературы и искусства).

Несколько лет назад на страницах печати шел спор: какую роль играет искусство в научном творчестве ученых и может ли художник, поэт, писатель обойтись без знаний основ наук? Попытаемся и мы разобраться в этом.

Ч. Дарвин в своей автобиографии расценивал утрату им способности в старости наслаждаться поэзией, живописью и музыкой, как утрату счастья, так как это вредно отражается на умственных способностях и нравственных качествах ученого. Д. И. Менделеев, И. В. Курчатов, Л. Д. Ландау считали, что искусство помогает им развивать интерес к науке, пробуждает жажду творчества, эмоциональное отношение к проблеме. Рассуждая о том, почему искусство обогащает ученого, Н. Бор писал, что причина «заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа». Искусство для ученых

— стимулятор эвристической способности, образного мышления, источник эстетических чувств.

Велико значение науки для обогащения искусства. К. Г. Паустовский считал, что в любой области человеческого знания заключается бездна поэзии. «Насколько более действенной и величественной стала бы любимая поэтами тема звездного неба,
— писал Паустовский,
— если бы они хорошо знали астрономию!»

Ученые эпохи Возрождения сознательно опирались на достижения анатомии, геометрии. Знание законов перспективы, строения тела, изучение природы позволяло им творить шедевры в области живописи, архитектуры, скульптуры. (Через эпидиаскоп демонстрируются зарисовки черепа человека, сердца, анатомические этюды, ботанические зарисовки Леонардо да Винчи. См.: Дитякин В. Леонардо да Винчи. М., 1959; Дживелегов А. Леонардо да Винчи. М., 1969; Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения. М., 1955).

Ученый и художник XV века Леон Баттиста Альберти писал о своем трактате, посвященном живописи:

«Ты увидишь три книги, и в первой, чисто математической, из глубинных корней природы возникает это прелестное и благороднейшее искусство».

Примеры обогащения поэзии наукой можно встретить в стихах М. В. Ломоносова, И. В. Гете, Р. Тагора, В. Брюсова, У. Уитмена, советского ученого А. Л. Чижевского и др. На стыке науки и литературы возник самостоятельный жанр научно-художественного творчества
— научно-художественная литература.




2. Выступления учащихся: читают стихотворения М. В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру ...» и А. Л. Чижевского «Солнце», «Космос», «Лобачевский» и др.

III. Учение и творчество.

Выступление классного руководителя:

Что нужно для того, чтобы увидеть красоту изучаемых в школе наук, ощутить радость познания? Во-первых, развитое воображение, фантазия, образное мышление. Мы проведем несколько игр для развития ваших творческих способностей, например, «Защита фантастических проектов», «Сказка стала былью» и др.

IV. Учение с увлечением.

Классный руководитель знакомит учащихся с рекомендациями по эстетическому самовоспитанию и научной организации труда (см.: Бондаревский В. Б. Беседы о самовоспитании. М., 1976; Русаков Б. А. НОТ школьника. М., 1976; Соловейчик С. Учение с увлечением. М., 1979; Чирва А. Н. Учить учиться. М., 1977).

План дальнейшей работы:

1. Организовать встречу с рационализаторами и изобретателями на тему: «Как рождаются открытия?»

2. Провести практическое занятие на тему: «НОТ школьника».

3. В классном уголке оформить рубрики: «Мир наших интересов», «Внимание! Любопытные факты».

4. Провести беседу на тему: «По следам научных открытий» (см.: Мещанский В. Н., Савелова Е. В. История физики в средней школе. М., 1981; Орлов В. Трактат о вдохновенье, рождающем великие изобретения. Изд. 2-е, М„ 1980).



Литература:

1.Гончаров И. Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1978, с. 9
— 16, 90
— 103.

2.Гулыга А. В. Искусство в век науки. М.: Наука, 1978. 184 с. (Серия «Философия, экономика, право»).

3.Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. Ижевск: Удмуртия, 1981. 296 с.

4.Хильми Г. Ф. Поэзия науки. М.: Наука, 1970. 56 с.

  • Классный час «Семья в моей жизни»
  • Беседа на тему: «От красоты познания к творчеству» (Для учащихся 15
    — 16 лет)
  • Час театрального мастерства (Для учащихся 13
    — 15 лет)
  • Устный журнал на тему: «Слава рукам золотым!» (Для учащихся 10
    — 11 лет)
  • Практическое занятие на тему: «Поговорим о культуре речи» (Для учащихся 12
    — 13 лет)
  • Практическое занятие на тему: «Учись видеть прекрасное в человеке» (Для учащихся 13
    — 14 лет)
  • Беседа на тему «О красоте и мужестве» (Для учащихся 13
    — 14 лет)
  • Беседа на тему «Музыка и мы» (Для учащихся 13
    — 15 лет)
  • Беседа на тему: «Красота и труд вместе идут» (Для учащихся 15
    — 17 лет)
  • Беседа на тему: «Чудо, имя которому
    — книга» (Для учащихся 11
    — 12 лет)
  • Устный журнал на тему: «Наш друг
    — кино» (Для учащихся 14
    — 15 лет)
  • «Огонек» на тему: «Искусство края моего» (Для учащихся 14
    — 15 лет)
  • Классный час - Наркомания - что это?
  • Классный час "Деньги - плохой хозяин, или хороший слуга?”
  • Классный час на тему: «Здоровый образ жизни»
  • Классный час на тему Наркомания "Все в твоих руках"
  • Классный час "Слова СПИД и ВИЧ знакомы всем"
  • Классный час в 5 классе "Символика России"
  • Классный час "О культуре поведения в школе"
  • Классный час «Я и мои друзья»
  • Классный час "Поздравление девочек с 8 марта"
  • Классный час Игра "Интеллектуальный ринг"
  • Классный час «Здоровье –бесценное богатство"
  • Классный час "Ты имеешь право... "
  • Классный час "А ну-ка, мальчики!" 23 февраля 6 класс
  • Классный час «Моя родословная»
  • Классный час «Экология»
  • Классный час "Курение - За и против"
  • Классный час "Путешествие в прошлое своей семьи"
  • Классный час на тему: "Права ребенка"
  • Классный час "Ты и твоя будущая профессия"
  • Классный час "О том, как властвовать собой"
  • Классный час на тему: «Что такое настоящая дружба?»
  • Классный час на тему: Курить или жить? 6-7 класс
  • Классный час "Как не надо себя вести"
  • Классный час "Нравственные приоритеты семьи" 7 - 8 класс
  • Классный час "Всего одна рюмка"
  • Классный час "Алкоголизм"
  • Классный час "Братковский язык"
  • Классный час "Как научиться сдавать экзамены. Советы психолога"
  • Классный час "Все правила этикета"
  • Сценарий классного часа "Доброта в нас и вокруг нас."
  • Классный час на тему: "Хлеб - всей жизни голова"
  • Методическое обоснование классного часа
  • Программа классного собрания на тему «Что такое сотрудничество?»
  • Цели, задачи и правила проведения классного собрания
  • Структура классного часа
  • Классный час "Я – гражданин России"
  • Классный час "Основы законодательства в области трудового права"
  • Анкеты и памятки к классному часу "Агрессия и насилие в мире взрослых и детей"
  • Урок внеклассного чтения "Сказки Ганса Христиана Андерсена"
  • Классный час для старшеклассников "Вирус сквернословия"
  • Классный час "Новогодний классный час"
  • Классный час "Что такое настоящая дружба"
  • Классный час "Александр Невский"
  • Классный час "Этот «безвредный» напиток…"
  • Классный час "Вместе - дружная семья"
  • Классный час "Дружба дороже богатства"
  • Классный час "Что такое этикет?"
  • Классный час Тематический вечер "О ВКУСАХ НЕ СПОРЯТ, О МАНЕРАХ НАДО ЗНАТЬ"
  • Классный час "ЧЕЛОВЕК И ЕГО МАНЕРЫ"
  • Классный час на тему "Я в ответе за себя и других"
  • Уважаемый посетитель!
    Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
    Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Добавление комментария

    Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    Сбросить