Планирование воспитательной работы классным руководителем
КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ
Простейшей формой планирования воспитательной работы является расположение содержания перспективных дел в классе в календарном порядке. Схема календарного плана выглядит следующим образом:
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Время проведения | Название мероприятия | Кто проводит | Отметка о выполнении |
Недостаток такой формы планирования состоит в том, что все воспитательные мероприятия сводятся к календарю и план похож на перечень видов деятельности классного руководителя, расположенных в хронологическом порядке. При этом затруднительно проанализировать систему и технологию воздействия на учащихся, слабо прослеживается роль классного коллектива.
Оперативная форма планирования является разновидностью календарного плана. Эта форма позволяет определить виды деятельности учащихся и технологические функции классного руководителя на каждую неделю. В структуру плана вводится колонка для оценки результатов проведенной работы.
ОПЕРАТИВНЫЙ ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Учебные недели | Коллективные дела учащихся | Оперативная работа классного руководителя |
Оценка результатов проделанной работы |
1-7 сентября |
.Объявить конкурс на лучшее коллективное дело. Распределить обязанности на перспективу. Помочь редколлегии выпустить стенгазету о летних каникулах
1 сентября. День знаний |
Пригласить на встречу научных работников, специалистов различных отраслей |
||
. | |||
3 сентября. Собрание учащихся на тему "Вопросы, которые тебя волнуют" |
. | ||
. | 6 сентября. Родительское собрание на тему "Как помочь детям организованно начать учебный год?" | Выявить и привлечь родителей, способных помочь в организации и проведении намеченных полезных и интересных коллективных дел | . |
В старших классах центр тяжести работы по оперативному планированию переносится на ученический коллектив. Роль классного руководителя зависит в этом случае от уровня сплоченности коллектива.
Линейно-хронологический план содержит перечень мероприятий, расположенных понедельно. Например, понедельник как первый день учебной недели контрастирует с воскресным отдыхом, и в этот день лучше планировать собрания, встречи, линейки и мероприятия просветительского характера. В понедельник преподаватели истории, литературы могут оказать помощь информаторам, чтецам, организаторам коллективных дел.
Во вторник, когда редакционный актив занят выпуском стенной печати (газет, бюллетеней, альбомов, журналов, альманахов и пр.), преподаватели языка и литературы, рисования и труда имеют возможность оказать помощь школьникам в оформительской работе. В этот же день можно провести родительское собрание и подготовить выставку творческих работ учащихся. В день трудовых дел - прибавляется забот у преподавателя труда и заведующего хозяйственной частью.
Субботу как преддверие дня отдыха лучше посвятить занятиям по интересам в творческих группах, кружках и факультативах, смотрам талантов, КВН, турнирам, соревнованиям по физкультуре и спорту. В этот день будут заняты преподаватели физкультуры и спорта, руководители художественной самодеятельности и других объединений учащихся. В воскресенье, если таковой день используется для организации свободного времени учащихся, - планируется экскурсионная и туристическая работа и в дело включаются заинтересованные лица из числа преподавателей, родителей и внешкольных учреждений.
Структуре плановых мероприятий предпосылается краткая характеристика уровня воспитанности ученического коллектив и очередные задачи. По форме линейно-хронологический план выглядит следующим образом:
ЛИНЕЙНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Профиль дня недели | Апрель | |||
30-я неделя | 31-я неделя | 32-я неделя | 33-я неделя | |
Понедельник. День просвещения учащихся | 1/4. Собрание класса "Старт последней четверти" | 8/4. Информация "Мир за неделю" | 15/4. Заочное путешествие "По Республике Беларусь" | 22/4. Беседа "Новости культуры" |
Вторник. День родителей. День стенной печати | 2/4. Родительское собрание | 9/4. Выпуск стенной печати | 16/4. Консультация родителей | .23/4. Оформление стенда "Учись учиться" |
Среда. Трудовые дела учащихся | 3/4. Очистка школьного двора от снега | 10/4. Участие в школьном смотре-конкурсе технических изобретений | .17/4. Подготовка гнездовий для птиц | .24/4. Встреча с производствен- никами` |
Четверг. Работа с активом класса и школы | 4/4. Встреча с организаторами спортивных секций | 11/4. Консультация организаторов КТД к очередным мероприятиям | 18/4. Беседа с активом объединений учащихся (пионеров, скаутов). | .25/4. Индивидуальные поручения учащимся |
.Пятница. Учебные дела учащихся | 5/4. Беседа "Учиться на совесть - долг или одолжение" | 12/4. День космонавтах и (КВН, викторины, беседы, смотры и др.) | .19/4. Конференция по результатам кружковой и внеклассной работы | .26/4. День олимпиад по предметам |
Перечень приведенных мероприятий и профили дней недели показаны условно. К тому же все их провести в течение одной недели затруднительно. Поэтому в течение недели могут быть дни, свободные от внеклассных предметных и воспитательных дел.
Кроме всего прочего, хочу предложить Вашему вниманию план воспитательной работы который используется в некоторых школах г. Минска.
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Дата | Работа с учащимися | Работа с семьёй | |||
Общешк. мероприятия |
Классные мероприятия |
Индивид. работа |
Общешк. мероприятия |
Индивид. работа |
|
Традиционными для многих классных руководителей стали календарно-тематические планы. В них также предусматривается характеристика ученического коллектива и воспитательные задачи. Содержание воспитательной работы на полугодие или весь учебный год представлено в виде разделов, система которых отражает основные направления воспитательной работы в классе:
Организационно-педагогические мероприятия. |
|
Воспитание положительного отношения школьников к учению. |
|
Политический кругозор учащихся. |
|
Воспитание нравственных ценностей у школьников. |
|
Подготовка учащихся к труду и выбору профессии. |
|
Дисциплина и культура поведения учащихся. |
|
Физическая культура и здоровье учащихся. |
|
Экологическое воспитание. |
|
Свободное время учащихся. |
|
Работа с родителями и общественностью. |
По каждому из названных разделов подбираются разнообразные формы и методы работы.
(по материалам книги С.А. Пуймана "Педагогика: основные положения курса", Мн.:1999,
также были использованы материалы присланные посетителями сайта).
- Классный час «Семья в моей жизни»
- Беседа на тему: «От красоты познания к творчеству» (Для учащихся 15
— 16 лет) - Час театрального мастерства (Для учащихся 13
— 15 лет) - Устный журнал на тему: «Слава рукам золотым!» (Для учащихся 10
— 11 лет) - Практическое занятие на тему: «Поговорим о культуре речи» (Для учащихся 12
— 13 лет) - Практическое занятие на тему: «Учись видеть прекрасное в человеке» (Для учащихся 13
— 14 лет) - Беседа на тему «О красоте и мужестве» (Для учащихся 13
— 14 лет) - Беседа на тему «Музыка и мы» (Для учащихся 13
— 15 лет) - Беседа на тему: «Красота и труд вместе идут» (Для учащихся 15
— 17 лет) - Беседа на тему: «Чудо, имя которому
— книга» (Для учащихся 11
— 12 лет) - Устный журнал на тему: «Наш друг
— кино» (Для учащихся 14
— 15 лет) - «Огонек» на тему: «Искусство края моего» (Для учащихся 14
— 15 лет) - Классный час - Наркомания - что это?
- Классный час "Деньги - плохой хозяин, или хороший слуга?”
- Классный час на тему: «Здоровый образ жизни»
- Классный час на тему Наркомания "Все в твоих руках"
- Классный час "Слова СПИД и ВИЧ знакомы всем"
- Классный час в 5 классе "Символика России"
- Классный час "О культуре поведения в школе"
- Классный час «Я и мои друзья»
- Классный час "Поздравление девочек с 8 марта"
- Классный час Игра "Интеллектуальный ринг"
- Классный час «Здоровье –бесценное богатство"
- Классный час "Ты имеешь право... "
- Классный час "А ну-ка, мальчики!" 23 февраля 6 класс
- Классный час «Моя родословная»
- Классный час «Экология»
- Классный час "Курение - За и против"
- Классный час "Путешествие в прошлое своей семьи"
- Классный час на тему: "Права ребенка"
- Классный час "Ты и твоя будущая профессия"
- Классный час "О том, как властвовать собой"
- Классный час на тему: «Что такое настоящая дружба?»
- Классный час на тему: Курить или жить? 6-7 класс
- Классный час "Как не надо себя вести"
- Классный час "Нравственные приоритеты семьи" 7 - 8 класс
- Классный час "Всего одна рюмка"
- Классный час "Алкоголизм"
- Классный час "Братковский язык"
- Классный час "Как научиться сдавать экзамены. Советы психолога"
- Классный час "Все правила этикета"
- Сценарий классного часа "Доброта в нас и вокруг нас."
- Классный час на тему: "Хлеб - всей жизни голова"
- Методическое обоснование классного часа
- Программа классного собрания на тему «Что такое сотрудничество?»
- Цели, задачи и правила проведения классного собрания
- Структура классного часа
- Классный час "Я – гражданин России"
- Классный час "Основы законодательства в области трудового права"
- Анкеты и памятки к классному часу "Агрессия и насилие в мире взрослых и детей"
- Урок внеклассного чтения "Сказки Ганса Христиана Андерсена"
- Классный час для старшеклассников "Вирус сквернословия"
- Классный час "Новогодний классный час"
- Классный час "Что такое настоящая дружба"
- Классный час "Александр Невский"
- Классный час "Этот «безвредный» напиток…"
- Классный час "Вместе - дружная семья"
- Классный час "Дружба дороже богатства"
- Классный час "Что такое этикет?"
- Классный час Тематический вечер "О ВКУСАХ НЕ СПОРЯТ, О МАНЕРАХ НАДО ЗНАТЬ"
- Классный час "ЧЕЛОВЕК И ЕГО МАНЕРЫ"
- Классный час на тему "Я в ответе за себя и других"