Носил он совесть ближе к сердцу - владимир высоцкий: эпизоды творческой судьбы. Сценарий сценарий

Носил он совесть ближе к сердцу - владимир высоцкий: эпизоды творческой судьбы. Сценарий сценарий

сценарий сценарий Владимир Высоцкий: эпизоды творческой судьбы Носил он совесть ближе к сердцу. - сценарий - Владимир Высоцкий: эпизоды творческой судьбы 1-й ведущий:
Андрей Дементьев
Еще одной звезды не стало.
И свет погас.
Возьму упавшую гитару,
Спою для вас.
Слова грустны. Мотив не весел,
В одну струну.
Но жизнь, расставшуюся с песней,
Я помяну.
И снова слышен хриплый голос.
Он в нас поет.
Немало судеб укололось
О голос тот.
И над душой - что в синем небе -
Не властна смерть.
Ах, черный лебедь, хриплый лебедь,
Мне так не спеть.
Восходят ленты к нам и снимки,



Грустит мотив.
На черном озере пластинки
Вновь лебедь жив... 2-й ведущий:
Я московский озорной гуляка,
По всему тверскому околотку,
В переулках каждая собака
Знает мою легкую походку.

Эти стихи Есенина. Их часто сравнивают, Есенина и Высоцкого. Особенно теперь, после ранней смерти второго. Но, мне кажется, здесь все непохоже, хоть у обоих есть и известность, и слава, и народная любовь. Нет, Есенин представляется в сравнении с Высоцким изысканным и почти рафинированным поэтом. Есенина ругали, но издавали, били, но не унижали, в общем, не молчали, не делали вид, что такого поэта вообще нет.
Но мы не будем сегодня сравнивать. А просто вспомним с любовью и болью, ибо 25 января 2002 года В.С.Высоцкому исполнилось бы 64 года.

1-й ведущий: Талант Высоцкого-художника был многогранным. Актер, поэт, композитор, певец, гитарист... В наш век узкой специализации он проявил высокий профессионализм в целом ряде областей искусства и литературы. Он объединил их в одно целое, как это было в древности.

2-й ведущий: Дело, которому посвятил себя Высоцкий, способно пережить превратности судьбы, преодолеть застой, рутину, даже смерть.
И все же как стремительно, как незаметно пролетело 22 года со дня смерти Высоцкого! И как внезапно изменилась обстановка в макросфере всей страны! Еще вчера мы жаловались на трудности доступа к рукописям Высоцкого, не публиковавшимся даже после его смерти, а сейчас мы не можем уследить за всеми публикациями его произведений, воспоминаний о нем.
1-й ведущий: Кинорежиссер Алексей Герман рассказывает о случайной встрече с Высоцким в поезде: "Работать хочется, - говорил тогда Высоцкий, - вкалывать, а тут тебя вдалбливают в какую-то оппозицию, чуть ли не врагом выставляют". И Герман справедливо ставит вопрос: чем и кому был вреден Высоцкий? Слишком дерзко шутил? Позволял себе смеяться там, где смеяться нельзя? Почему нельзя? Он же не зубоскалил попусту, а воевал с серостью, пошлостью. Со всеми теми проклятыми недостатками, которые он яростно ненавидел, которые больше терпеть нельзя.
И с этой точки зрения Высоцкий - полезный, государственный человек. Его надо было беречь, привечать, а не бить!"
2-й ведущий: Трудно, очень трудно будет объяснить грядущим поколениям, почему отвергли Высоцкого, почему о нем умалчивали, почему не утверждали на роли положительных героев.
Из интервью Марины Влади: "Сейчас существует тенденция идеализировать Высоцкого. Он необычный человек, но никогда не был святым. Сейчас многие утверждают, что были его друзьями, а ведь пока он был жив, люди, не стоившие его подметки, считали, что народ не должен о нем знать, решали все за других... Но это пройдет, а главное останется".
Это суровое, горестное, но справедливое признание.
1-й ведущий: Очень непросто найти верный тон для рассказа об одном из самых сложных для понимания художников современности.




Я при жизни был рослым
и стройным,
Не боялся ни слова, ни пули
И в привычные рамки не лез.
Но с тех пор, как считаюсь
покойным,
Охромили меня и согнули,
К пьедесталу прибив Ахиллес.
Не стряхнуть мне гранитного мяса
И не вытащить из постамента
Ахиллесову эту пяту,
И железные ребра каркаса
Мертво схвачены слоем цемента -
Только судороги по хребту.
Я хвалился косою саженью
Нате, смерьте!
Я не знал, что подвергнусь сужению
После смерти.
Но в привычные рамки я всажен,
На спор вбили,
А косую неровную сажень
Распрямили.
Тишина надо мной раскололась,
Из динамиков хлынули звуки,
С крыш ударил направленный свет,
Мой отчаяньем сорванный голос
Современные средства науки
Превратили в приятный фальцет.
Я немел, в покрывало упрятан, -
Все там будем!
Я орал в то же время кастратом
В души людям!
Саван сдернули - как я обужен! -
Нате, смерьте!
Неужели такой я вам нужен
После смерти?
("Памятник")

Это пророческие слова. Высоцкий прекрасно знал, как ведут себя люди по отношению к "дорогому покойнику", и позволял себе посмеиваться над нами, предчувствуя, что мы поступим с ним по нашим стереотипам, уверенные, что делаем ему большое одолжение.
2-й ведущий: Становлению не только актера, но и поэта Высоцкого во многом способствовал новаторский, поэтический Театр на Таганке. Но не только театр "строил" Высоцкого - в свою очередь, сам Высоцкий "строил" его своим многогранным и удивительным искусством.
Ни одна роль Высоцкого не может идти в сравнение с его Гамлетом. В этой роли сплетаются и осуществляются многие из его сценических поисков.
Шекспир написал "Гамлета" трагедией. Трагедией таланта? Невысказанности? Гете сказал про Гамлета, что это дуб, который посажен в цветочный горшок. Конечно, у каждого человека свой Гамлет, свой характер, своя судьба.

1-й ведущий: В "Гамлете" на Таганке были символы и образы вроде бы неясные, словами необъяснимые, но бередящие душу. А Высоцкий очень четко чувствовал и нес эту трагическую ношу.
Из интервью с Владимиром Высоцким: "Гамлет - любимая роль. Нелегко она мне далась, да и теперь выкладываюсь каждый раз на пределе. Иногда, кажется, нет, это в последний раз, больше не выдержу... Я не играю принца Датского. Я стараюсь показать совершенного человека. Да, может быть, себя. Но какой же это был трудный путь к себе!"
Мой Гамлет
Я прозревал, глупее с каждым днем,
Я прозевал домашние интриги.
Не нравился мне век, и люди в нем
Не нравились. И я зарылся в книги.

Мой мозг, до знаний жадный, как паук,
Все постигал: недвижность и движенье, -
Но толка нет от мыслей и наук,
Когда повсюду - им опроверженье.

С друзьями детства перетерлась нить.
Нить Ариадны оказалась схемой.
Я бился над словами - "быть, не быть",
Как над неразрешимою дилеммой.

Но вечно, вечно плещет море бед.
В него мы стрелы мечем - в сито просо,
Отсеивая призрачный ответ
От вычурного этого вопроса.

1-й ведущий: В 50-60 гг. у нас в стране вновь расцвела авторская песня под гитару.
Авторской песне обязаны мы появлением двух выдающихся мастеров этого жанра, ставших властителями душ всех мыслящих и остро чувствующих людей разных поколений, - Булата Окуджавы и Владимира Высоцкого.
В лирической песне они заговорили так, как никто до них не говорил, - о судьбах народных и человеческих, о войне, о страданиях людей, о смысле жизни, о добре, которое преследует, и о зле, которое торжествует. Их песни не были похожи, как и они сами. Но было в их разных песнях и нечто общее: пронзительность личного чувства, богатство личного опыта.
Высоцкий как-то признался, что начал писать песни после того, как услышал Окуджаву.



2-й ведущий: Из воспоминаний Б.Окуджавы: "Он был гораздо моложе меня. Мы были друзьями, несмотря на то, что встречались редко. Просто мы принадлежим к разным поколениям. И потом, у нас разный темперамент. Он был светский человек, актер. Я - домосед, одиночка. Но друг к другу мы относились хорошо. Он - исключительно богатое явление нашей культуры. Он был сатириком с трагическим пафосом. Когда он умер, я написал стихи, из которых получилась песня:

О Володе Высоцком я песню
придумать решил -
вот еще одному не вернуться
домой из похода.
Говорят, что грешил, что
не к сроку свечу затушил,
Как умел, так и жил, а безгрешных
не знает природа.
Ненадолго разлука, всего лишь
на миг, а потом
отправляться и нам по стопам,
по его по горячим.
Пусть кружит над Москвой
охрипший его баритон,
ну а мы вместе с ним посмеемся
и вместе поплачем...
О Володе Высоцком я песню
придумать хотел,
но дрожала рука, и мотив
со стихом не сходился...
Белый аист московский
на белое небо взлетел,
черный аист московский на черную
землю спустился...

1-й ведущий: Черты личности Высоцкого, ее оригинальности и неповторимости проявляются и в его исполнительской манере. Здесь он неподражаем.
Из воспоминаний Андрея Вознесенского: "Когда он запевал "Чуть помедленнее, кони...", становилось страшно за него. Он бледнел исступленной бледностью, лоб покрывался испариной, вены вздувались на лбу, горло напрягалось, жилы выступали на нем. Казалось, горло вот-вот перервется. Он рвался изо всех сил, изо всех сухожилий".
2-й ведущий: Однако в жизни, в обществе, в компании друзей, когда его не просили петь, он был совсем иной. Говорил тихо, был замкнут и молчалив, редко участвовал в общем разговоре, скромно вел себя на пресс-конференциях в театре.
1-й ведущий: На вопрос, не тяготит ли его популярность, Высоцкий шутливо отвечал, что он ее просто не замечает. Так как он работает с раннего утра до полуночи, у него просто не остается времени ее замечать.
2-й ведущий: Тема смерти занимает значительное место в песенном творчестве В.Высоцкого. Песню "Кони привередливые" Михаил Ульянов назвал провидческой.

Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю
Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю!..
Что-то воздуху мне мало: ветер пью, туман глотаю...
Чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю!

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Вы тугую не слушайте плеть.
Что-то кони мне попались привередливые...
И дожить не успел, мне допеть не успеть.

Я коней напою, я куплет допою, -
Хоть мгновенье еще постою на краю...

Сгину я - меня пушинкой ураган сметет с ладони,
И в санях меня галопом повлекут по снегу утром, -
Вы на шаг неторопливый перейдите, мои кони,
Хоть немного, но продлите путь к последнему приюту!

Мы успели: в гости к Богу не бывает опозданий.
Что ж там ангелы поют такими злыми голосами?!
Или это колокольчик весь зашелся от рыданий,
или я кричу коням, чтоб не несли так быстро сани?!

Это стихотворение Высоцкого содержит предчувствие недалекой смерти и воспринимается как предсмертное; как прощание с родными и друзьями.
Конечно, в наши дни ни один автор не может пройти мимо мысли о неизбежном: "Если бы я знал, что будет со мной через 10 лет, наверно, мне было бы неинтересно жить дальше", - как-то сказал Высоцкий.
Он не знал, что ожидало его через 10 дней. Но строил планы, брал на себя обязательства, увлекался новыми творческими задачами. И так до последнего дня.

1-й ведущий:
100 000 дорог позади -
Далеко, далеко, далеко.
А что там еще впереди?
Дорога, дорога, дорога.
Ты сердце свое успокой -
Напрасна, напрасна тревога.
У нас просто адрес такой:
Дорога, дорога, дорога.
Я выйду живым из огня,
А если погибну до срока,
Останется после меня
Дорога, дорога, дорога.

2-й ведущий: Из книги Марины Влади "Владимир, или Прерванный полет".
"В комнате с закрытыми окнами лежит твое тело. Ты одет в черный свитер и черные брюки. Волосы зачесаны назад, лоб открыт, лицо застыло в напряженном, почти сердитом выражении. Длинные белые руки вяло сложены на груди. Лишь в них видится покой.
Я одна с тобой, я говорю с тобой, я прикасаюсь к твоему лицу, рукам, я долго плачу. "Больше никогда" - эти два слова душат меня. Гнев сжимает мое сердце. Как могли исчезнуть столько таланта, щедрости, силы? Почему это тело неподвижно? Как и ты, я не верю в жизнь на том свете. Как и ты, я знаю - все заканчивается с последней судорогой, что мы больше никогда не увидимся. Я ненавижу эту уверенность.
Я провожу ночь, сидя у тебя в изголовье. Будущее для меня кончилось".

1-й ведущий:
Андрей Дементьев
Все будет так же после нас,
А нас не будет.
Когда нам жизнь сполна воздаст,
У мира не убудет.
По небу скатится звезда
Слезой горячей.
И не останется следа,
Обычный случай.
Я вроде смерти не боюсь,
Хотя нелепо
Порвать загадочный союз
Земли и неба.
Пусть даже ниточкой одной,
Едва заметной,
Став одинокой тишиной
Над рощей летней,
Негромкой песней у огня,
Слезою поздней...
Но так же было до меня.
И будет после.
И все ж расстаться нелегко
Со всем, что было.
И с тем,
Что радостно влекло
И что постыло.
Но кто-то выйдет в первый раз
Вновь на дорогу,
И листья сбросит старый вяз
У наших окон.
Все будет так же после нас.
И слава Богу
.........................сценарий сценарий Владимир Высоцкий: эпизоды творческой судьбы
Уважаемый посетитель!
Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Сбросить