Синеокий казачий дон - сценарий - сценарий литературной гостиной

Синеокий казачий дон - сценарий - сценарий литературной гостиной

Синеокий казачий Дон - сценарий - сценарий литературной гостиной (Гимн казачий)

1 Ведущий:
Откуда Дон берет начало…
Где скрыта вечная струя,
Что вниз, по руслу величаво
Уходит в дальние края!
Под невысокою березкой
Начало Дон свое берет:
Из-под травы земли московской
С Ивана-озера течет.

Чтец: Степь родимая! Горький ветер, оседающий на гривах. На сухом конском храпе от ветра солоно, и конь, вдыхая горько-соленый запах, жуёт шелковистыми губами и ржет, чувствуя на них привкус ветра и солнца. Родимая степь под низким донским небом!

Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковальный простор с затвердевшим следом конского копыта, курганы в мудром молчании, берегущие забытую казачью славу…




Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачья, не ржавеющей кровью полита степь!

2 Ведущий:
Займищные низкие места
Крученая, верченая ива,
Ерики и музги - суета
Рыб и трав, живущих без разлива
Спутанный, стреноженный лесок.
Вырубки с покосами лесничих.
В солнечном луче наискосок-
Ветка, паутина, ежевичник.
Воздух в растопыренных корнях,
Дона серебрящееся стремя.
Тени на заречных зеленях.
Память о казачьих куренях,
Взросшая курганами во время.

3 Ведущий: История Подонья уводит нас в далёкую древность. Временем возникновения донского казачества считают начало ХVI века. Но само слово "казак" начало бытовать на Руси гораздо раньше, ещё в ХV веке. "Казак" в переводе с тюркского означает "вольный человек", удалец". Так называли себя беглые крестьяне и посадские люди, селившиеся за линией сторожевых укреплений на южных, юго-восточных окраинах русского и польско-литовского государств. Тех, кто селился на Дону, стали именовать донскими казаками.


(Песня "Славим Платова-героя")

1 Ведущий: Курени свои казаки ладили с выдумкой: стены покрывали древесной ошилевкой и красили их ультрамарином, реже охрой, дом окольцовывается балкончиком (балясником) - подвесным или на сваях. Фасады украшали широкой полосой ажурной резьбы. Резные наличники, ставни красили в белый цвет. Курень получался нарядным, живописным.

Любовь донских казаков к сочетанию ультрамарина и охры сказались и на них традиционной одежде: синие фуражки с алым околышем, синие штаны с красными лампасами, синие рубахи, подпоясанные красными кушаками.

2 Ведущий:
Вы слышали, как на Дону поют
Седые старики, участники походов?
А видели, как горько слёзы льют,
Друзей припоминая и погодков?
Но вот, смахнув слезу с морщинистой щеки,
Поднимает дед с вином игристым чашу
И скажет:
- Будя. Будя, казаки!
Кум, заводи. А ну, сыграем нашу!

(Песня "Как на горке на крутой")

3 Ведущий: Родниковой свежестью и чистотой издавна отличалась донская вода. Существовало поверье, если будешь умываться водой из Дона, испытаешь на себе чудодейственные силы - станешь лицом пригож, умом богат, энергией зарядишься, ловкостью запасёшься. Недаром казачки донские слыли красавицами и хозяйками, а мужья их- бравыми удальцами.

Впрочем, красоту казачью можно объяснить и другим. На Дон стекались люди отовсюду. Донцы принимали всех, не спрашивая, кто какого рода-племени: русский ли, украинец, татарин, грек, турок, немец или поляк. Возвращаясь из далёких походов, везли казаки своих суженых. Так рождалось на Дону гордое и сильное племя, поражавшее своей дивной и диковатой красотой.

(Песня " Ой ты, Грушечка")

1 Ведущий: " Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля прикрывает, стяги говорят…"




Эхом " Слова о полку Игореве" и "Задонщины" через века могучие отозвался древний Дон в "Тихом Доне"- отозвался и мощно раскатился по всему миру.

Быт народа, отношение к труду, связь с природным миром, культ стариков, обряды, песни, легенды, войны и революции - это и многое другое вмещает в себя мир певца земли донской, удивительного писатель М.А. Шолохова.

2 Ведущий:
Колдует автор, нанося мазки.
Легко, светло, размашисто и плотно,
Ликует и, отчаясь, рвёт полотна,
И вместе с ним сердце- на куски.
А тихий Дон в излучине течет, и журавли
Пронзают небо клином,
И столько боли в крике журавлином,
Что боль своя в сравненьи с ней, не в счёт!

1 Ведущий: Перелистаем страницы романа:

Вот Григорий и Аксинья на берегу Дона (фрагмент из фильма)

(Песня гр.Любе " Ты неси меня река…")

2 Ведущий:
Шолоховский пейзаж- поэзия и музыка, слитые во едино.

Шолоховский образ идёт от поистине языческого отношения к природе:

Чтец: " Всходит остролистая зелёная пшеница, растёт; через полтора месяца грач хоронится в ней с головой, и не видно; сосёт из земли соки, выколосится; потом зацветёт, золотая пыль кроет колос; набухнет зерно пахучим и сладким молоком. Выйдет хозяин в степь- глядит, не нарадуется. Откуда ни возьмись, забрёл в хлеба табун скота: ископытили, в пахоть затолочили грузные колосья. Там, где валялись,- круговины примятого хлеба… дико и горько глядеть.
Так и с Аксиньей: на вызревшее в золотом цветенье чувство наступил Гришка тяжёлым сыромятным чириком. Испепелил, испоганил - и всё.
Пусто и одичало, как на забытом затравевшем лебедою и бурьяном гумне, стало на душе у Аксиньи после того, как пришла с мелеховского огорода, из подсолнухов.
Шла и жевала концы платка, а горло распирал крик. Вошла в сенцы, упала на пол, задохнулась в слезах, в муке, в чёрной пустоте, хлынувшей в голову… А потом прошло. Где-то на донышке сердца сосало и томилось остренькое.

Встает же хлеб, потравленный скотом. От росы, от солнца поднимается втолоченный в землю стебель; сначала гнётся, как человек, надорвавшийся непосильной тяжестью, потом прямится, поднимает голову, и так же светит ему день, и тот же качает ветер…"

1 Ведущий: Шолохов не скрывает своего отношения к войне:

Чтец: " Через четыре дня красные составы увозили казаков с полками и батареями к русско-австрийской границе.
Война…
В приклетнях у кормушек - конский сап и смачный запах навоза. В вагонах - те же разговоры, песни, чаще всего:
Всколыхнулся, взволновался
Православный тихий Дон.
И послушно отозвался
На призыв монарха он.
На станциях - любопытствующе - благовейные взгляды, щупающие казачий лампас на шароварах; лица, ещё не смывшие рабочего густого загара.
Война!..
Газеты, захлёбывающиеся воем…
На станциях казачьим эшелоном женщины махали платочками, улыбались, бросали папиросы и сладости. Лишь под Воронежем в вагон, где парился с остальными тридцатью казаками Петро Мелехов, заглянул пьяненький старичок железнодорожник, спросил, поводя тоненьким носиком:
- Едете?
- Садись с нами, дед, - за всех ответил один.
- Милая ты моя … говядинка! - И долго укоризненно качал головой".

2 Ведущий:
Реквием по погибшим - следующие строки писателя:

Чтец: "Травой зарастают могилы, - давностью зарастает боль. Ветер зализал следы ушедших, - время залижет и кровяную боль, и память тех, кто не дождался родимых и не дождётся, потому что коротка человеческая жизнь и не много всем нам суждено истоптать травы…"

1 Ведущий: Назвать предмет или точно описать его - задача несложная, труднее уловить сущность его связей с живым миром, миром человека:

Чтец: "Ненасытно вдыхала многообразные запахи леса сидевшая неподвижно Аксинья. Исполненный чудесного и многоголосого звучания лес ожил могущественной первородною жизнью. Поёмная почва луга, в избытке насыщенная весенней влагой, вымётывала и растила такое богатое разнотравье, что глаза Аксиньи терялись в этом чудеснейшем сплетении цветов и трав.



Улыбаясь и беззвучно шевеля губами, она осторожно перебирала стебельки безымённых голубеньких, скромных цветов, потом перегнулась полнеющим станом, чтобы понюхать, и вдруг уловила томительный и сладостный аромат ландыша. Пошарив руками, она нашла его. Он рос тут же, под непроницаемо тенистым кустом. Широкие, некогда зелёные листья всё ещё ревниво берегли от солнца низкорослый горбатенький стебелёк, увенчанный снежно-белыми пониклыми чашечками цветов. Но умирали покрытые росой и желтой ржавчиной листья, да и самого цветка уже коснулся смертный тлен: две нижние чашечки сморщились и почернели, лишь верхушка - вся в искрящихся слезинках росы - вдруг вспыхнула под солнцем слепящей пленительной белизной.
И почему-то за этот короткий миг, когда сквозь слёзы рассматривала цветок и вдыхала грустный его запах, вспомнилась Аксинье молодость и вся её долгая и бедная радостями жизнь".

2 Ведущий:
Последний том "Тихого Дона" озарён странной, поражающей воображение игрой светотени: чем темнее жизненная дорога героя, тем ярче над ней разгорается любовь Григория и Аксиньи.

(Песня "Что стоишь, качаясь…")

1 Ведущий: Описание гибели Аксиньи, потрясенной души Григория исполнено величавой простоты, трагической силы и гениальной проникновенности:

Чтец: "Аксинья умерла на руках Григория незадолго до рассвета. Сознание к ней так и не вернулось. Он молча поцеловал её в холодные и соленые от крови губы, бережно опустил на траву, встал. Неведомая сила толкнула его в грудь, и он попятился, упал навзничь, но тотчас же испуганно вскочил на ноги. И ещё раз упал, больно ударившись обнаженной головой о камень. Потом, не поднимаясь с колен, вынул из ножен шашку, начал рыть могилу. Земля была влажная и податливая. Он очень спешил, но удушье давило ему горло, и, чтобы легче было дышать, он разорвал на себе рубашку. Предутренняя свежесть холодила его влажную от пота грудь, и ему стало не так трудно работать. Землю он выгребал руками и шашкой, не отдыхая ни минуты, но пока вырыл могилу глубиной в пояс - ушло много времени.
Хоронил он свою Аксинью при ярком утреннем свете. Уже в могиле он крестом сложил на груди её мертвенно побелевшие смуглые руки, головным платком прикрыл лицо, чтобы земля не засыпала её полуоткрытые, неподвижно устремленный в небо и уже начавшие тускнеть глаза. Он попрощался с нею, твердо веря в то, что расстаются они не недолго.
Ладонями старательно примял на могильном холмике влажную жёлтую глину и долго стоял на коленях возле могилы, склонив голову, тихо покачиваясь.
Теперь ему незачем было торопиться. Всё было кончено.
В дымной мгле суховея вставало над яром солнце. Лучи его серебрили густую седину на непокрытой голове Григория, скользили по бледному и страшному в своей неподвижности лицу. Словно пробудившись от тяжкого сна, он поднял голову и увидел над собой чёрное небо и ослепительно сияющий чёрный диск солнца."

2 ведущий: В финале романа Григорий предстаёт истинным прибежищем человечности:

Чтец: "Ниже хутора он перешел Дон по синему, изъеденному ростепелью, мартовскому льду, крупно зашагал к дому. Ещё издали он увидел на спуске к пристани Мишатку и еле удержался, чтобы не подбежать к нему.
Мишатка обламывал свисавшие с камня ледяные сосульки, бросал их и внимательно смотрел, как голубые осколки катятся вниз, под гору.
Григорий подошёл к спуску, задыхаясь, хрипло окликнул сына:
- Мишенька!.. Сынок!..
Мишатка испуганно взглянул на него и опустил глаза. Он узнал в этом бородатом и страшном на вид человеке отца…
Все ласковые и нежные слова, которые по ночам шептал Григорий, вспоминая там, в дубраве, своих детей, сейчас вылетели у него из памяти. Опустившись на колени, целуя розовые холодные ручонки сына, он сдавленным голосом твердил только одно слово:
- Сынок… сынок…
Потом Григорий взял на руки сына. Сухими, исступленно горящими глазами жадно всматриваясь в его лицо, спросил.
- Как же вы тут?...Тётка, Полюшка- живые -здоровые?
По-прежнему не глядя на отца, Мишатка тихо ответил:
-Тётка Дуня здоровая, а Полюшка померла осенью…От глотошной. А дядя Михаил на службе…
Что ж, вот и сбылось то не многое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…
Это было всё, что осталось у него в жизни, что пока ещё роднило его с землёй и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром".

1 Ведущий:
Донские, сердцу милые пейзажи!
Луга, изгибы берегов крутых…
Я изменился, стал с годами старше,
Но мне и часа не прожить без них.
Уже в Базках волнуешься немножко,
И в душу веет свежею волной
Паром пересекает Дон.
Здесь Вёшки
Раскинули сады передо мной.
Слепят пески, влекут деревьев шорохи,
Зеленокрылых елей торжество.
Здесь "Тихий Дон" писал
Волшебник Шолохов,
И мы во власти волшебства его.

( Песня "Ой ты Дон, ты наш кормилец")

Литература
* 1. Хрестоматия по истории донского казачества Ростов- на- Дону, издательство Ростовского университета, 1994г.
* 2. Владимир Моложавенко "Чир- казачья река" Москва, "Молодая гвардия", 1998г.
* 3. Ю.А. Жданов " Природа донского края" Ростовское книжное издательство, 1997г.
* 4. Юлия Исакова " Синеокий казачий Дон" Ростов- на- Дону, 1982г.
* 5. Земля Донская АО " Книга", 1995г.
* 6. Жизнь и творчество Михаила Шолохова Москва " Детская литература", 1985г.
* 7. М.А. Шолохов " Тихий Дон" Ростов-на-Дону, Ростовское книжное издательство, 1989г. автор Даурова О. Я.--------------------- - сценарий - сценарий - сценарий литературной гостиной
Уважаемый посетитель!
Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Сбросить