help_outlineПользовательское соглашение
menu

К Новому Году!

Сценарии мероприятий » Для учителя » Методическая работа » Методические рекомендации по физике в 2009-10 уч.году

Методические рекомендации по физике в 2009-10 уч.году

Методические рекомендациидля ОУ Краснодарского краяо преподавании физики в 2009–2010 учебном году
Преподавание физики в 2009 – 2010 учебном году ведется в соответствии со следующими нормативными документами:
1.Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).
2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 № 1312).

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 № 379 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2009 – 2010 учебный год».
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002 № 2783).

5. Приказ департамента образования и науки Краснодар-ского края от 24.07.2009 г. №2320 «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений Краснодарского края на 2009 – 2010 учебный год».
6. Примерная программа основного общего образования по физике. Примерная программа среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень). Примерная программа среднего (полного) общего образования по физике (профильный уровень).
7. Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 г. в преподавании физики в средней школе». Научный руководитель Г.С. Ковалева, заместитель директора ФИПИ (текст размещен на сайте Минобрнауки РФ www.mon.gov.ru).
Количество часов, предусмотренное для изучения физики региональным БУПом ОУ Краснодарского края на 2009–2010 уч. год, разработанным на основе федерального БУПа 2004 г., показано в таблице:

 
Профиль Основная

школа
Средняя
(полная) школа
 

Физика – самостоятельная дисциплина образовательной области «Естествознание»

7 кл.

8 кл.

9 кл.

10 кл.

11 кл.
 

2

2

2

-

-
 

Непрофильное обучение (классы универсального

обучения)

-

-

-

2

2
 

Гумани-

тарный профиль

Вар. 1 – физика-часть интегрирован-ного курса «Естествозна-ние»

-

-

-

3*

3*
 

Вар. 2 – физика – самостоятельная дисциплина на базовом уровне

-

-

-

2

2
 

Профильное обучение (естественно-научный, физико - математический и т.п. профили)

-

-

-

5

5
 

* Часы отведены на изучение всего курса естествознания,


а не только физики.


При планировании учебной работы по курсу физики следует иметь в виду, что учебные программы в настоящее время не проходят грифования (ему подлежат только учебники). Поэтому, определяя желаемый уровень подготовки учащихся, учитель должен ориентироваться на требования федерального компонента государственного стандарта общего образования, фиксирующего обязательный минимум содержания программы и требования к подготовке выпускников. (Сборник нормативных документов. Физика. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г.

Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008 г.) Следует пользоваться авторскими программами, соответствующими используемым учебникам («Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия». – М.: Дрофа, 2004 г.) ИЛИ «Программы для общеобразовательных учреждений.

Физика. 7 – 9 кл., 10 – 11 кл.». – М.: Просвещение, 2007 г.
Физика в основной школе
В основной школе в 2009 – 10 уч. г. можно продолжать работу по УМК А.В. Перышкина и Е.М. Гутник или С.В. Громова и Н.А. Родиной.


Однако следует иметь в виду изменяющиеся требования к подготовке учащихся: повышение внимания к надпредметным умениям, формируемым и используемым в процессе изучения физики, к экспериментальным навыкам, особенно важным для учащихся, намеренных продолжить обучение в профильных классах. Эти изменения диктуют необходимость постепенного перехода к использованию учебников нового поколения, позволяющих осуществлять дифференциацию уровня изложения материала, и усилить экспериментальную часть курса лабораторными работами и аудиторными и домашними экспериментальными заданиями.

Во многих школах края внедряется УМК Пурышевой Н.С., Важеевской Н.Е., Чаругина В.М. (УМК издательства «Дрофа», 2008 г.). УМК отвечает современным требованиям, рекомендован МО РФ. Он имеет продолжение: в настоящее время издан УМК Н.С. Пурышевой, Н.Е.

Важеевской, Д.А. Исаева для полной средней школы, вошедший в перечень допущенных к использованию (издательство «Дрофа» 2008 г.).
В 2009 г. впервые в части школ Краснодарского края итоговая аттестация по физике в основной школе прошла в новой форме, аналогичной форме ЕГЭ. КИМы позволяют учителям наглядно увидеть уровень требований к выпускникам основной школы, соответствующий стандарту. Рекомендуем МО учителей физики обсудить содержание КИМов итоговой аттестации по физике в основной школе и результаты аттестации учащихся и использовать их для корректировки методики обучения.

Дифференциация подхода к выпускникам основной школы при итоговой аттестации вынуждает преподавателей несколько изменить подход к курсам по выбору в основной школе. Если раньше в основной школе мы отдавали предпочтение ориентационным курсам, призванным показать возможности использования фундаментальных дисциплин в профессиональной деятельности, познакомить учащихся с кругом знаний, необходимых в избираемой профессиональной области, дать возможность испытать свои силы в этой области, то в новой ситуации необходимо обеспечить выпускникам возможность подготовиться к итоговой аттестации на уровне, заданном КИМами.

Особое внимание следует обратить на эксперимент в виде курсов – лабораторных практикумов, индивидуальных экспериментальных проектов, отдельных экспериментальных заданий, включенных в курсы по выбору теоретического характера, в том числе домашних экспериментальных заданий. Рекомендуем следующую структуру элективного курса: 60 % времени отвести на аудиторные занятия, 40 % – на самостоятельную внеаудиторную работу, индивидуальную или групповую проектную деятельность.

Курсы по выбору в основной школе проводятся за счет часов школьного компонента, и их выбор не регламентируется приказом Минобрнауки России. Можно использовать программы курсов по выбору из периодических изданий или разрабатывать их самостоятельно. Советуем обращаться к журналу «Профильная школа», где публикуются нужные программы.
Физика в средней (полной) школе
Физика в классах гуманитарных профилей может изучаться как самостоятельная дисциплина на базовом уровне или как составная интегрированного курса естествознания. В случае выбора первого варианта для полноценного курса физики необходимо не менее двух одночасовых уроков физики в неделю. Если в школе нет возможности выделить это время, изучение физики как отдельной дисциплины в течение одного часа в неделю нецелесообразно.

В этом случае лучшие результаты даст изучение курса «Естествознание». Необходимый учебник И.Ю. Алексашиной и др. вышел в издательстве «Просвещение» в 2008 г.
Из сравнения стандартов образования базового и профильного уровней видно, что требования к знаниям учащихся на базовом уровне не предусматривают умения решать задачи. Таким образом, изучение предмета на этом уровне не готовит выпускников к ЕГЭ по физике.
Учащимся классов универсального профиля и желающим продолжить обучение по естественно - научному или техническому профилю необходимо пройти элективный курс, позволяющий получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена.
При изучении базового курса в X – XI классах универсального профиля можно использовать переработанный УМК Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского и В.М. Чаругина (изд. «Просвещение»), Н.С.

Пурышевой, Н.Е. Важеевской и Д.А. Исаева издательства «Дрофа» 2008 г. ЕГЭ. Физика. Типовые тестовые задания / О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина, В.А. Орлов.
— М.: издательство «Экзамен».
— 141, (Серия «ЕГЭ. Типовые тестовые задания»);ЕГЭ.Физика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий: учебно-методическое пособие С.Б. Бобошина.
— М.: издательство «Экзамен».
— 144 с. (Серия «ЕГЭ. Практикум»).
Ставший привычным за последнее десятилетие УМК В.А.Касьянова не вошел в этом году в перечень рекомендованных и допущенных учебников. Поэтому изучение курса с X класса следует начинать по учебникам, вошедшим в перечень.Заказать создание интернет магазина под ключ. Физика в профильных классахс углубленным изучением предмета
В профильных физико-математических и физико-химических классах на изучение предмета отведено по пять обязательных часов в неделю в X и XI классах. Для классов этого профиля рекомендуем использовать хорошо известный учителям комплект «Физика. X – XI классы» под редакцией А.А.Пинского (изд. «Просвещение»), изданный в 2001 – 2008 гг.
При выборе учебника для профильного класса с углубленным изучением физики рекомендуем исходить из того, что цель профильного обучения – не сообщение максимально возможного объема, а обучение самостоятельному поиску знаний, формирование теоретического мышления. Поэтому целесообразно добиваться повышения уровня подготовки учащихся не расширением круга изучаемых вопросов, а углублением курса за счет решения большего количества более разнообразных и сложных задач, включая экспериментальные и творческие задачи и задачи – оценки.

В обязательный минимум содержания школьного курса физики и астрофизики входят вопросы астрофизики. Эти вопросы, играющие большую мировоззренческую роль и включенные в кодификатор КИМов ЕГЭ, должны быть изучены в курсе физики обязательно. Более полное освещение этих вопросов можно сделать в элективном курсе на основе пособия «Физика.

Эволюция Вселенной. Дополнительная глава к учебнику В.А.Касьянова «Физика. 11 кл.» / В.А. Касьянов. – М.:Дрофа, 2006.При изучении вопросов астрофизики необходимо включить в курс физики непосредственно связанные с ним вопросы обязательного минимума содержания образовательных программ: использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований, солнечная система, звезды и источники их энергии, современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд, Галактика, пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной, применимость законов физики для объяснения природы космических объектов, красное смещение в спектрах Галактик, современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной, наблюдение и описание движения небесных тел, компьютерное моделирование движения небесных тел.
Работа с одаренными детьми Актуальной проблемой является создание условий для достижения новых образовательных результатов в обучении одаренных детей. Работа с одаренными учащимися, успешными в обучении школьниками, которые интересуются физикой, может быть организована в рамках кружковой деятельности или факультатива. При этом необходимо использовать инновационные учебно-методические комплексы, которые позволяют проектировать индивидуальную траекторию обучения школьника.

Особое внимание на занятиях предметных кружков и факультативов следует уделять вопросам, которые расширяют и углубляют знания, полученные учащимися на уроках. Участие в школьных олимпиадах позволяет школьникам сделать небольшое открытие для себя и раскрыть свой творческий потенциал. Обращаем особое внимание учителей – предметников на эффективное использование учебного, учебно – наглядного и лабораторного оборудования, приобретенного в рамках ПНПО и по краевым целевым программам. В связи с этим обязательно внесение в календарно-тематическое планирование дополнительной графы «Использование учебного, учебно – наглядного и лабораторного оборудования» с целью эффективного использования оборудования на конкретном уроке.Рекомендуемые интернет - ресурсы:www.fipi.ru, www.ege.edu.ru
Рекомендации подготовлены доцентом кафедры физико-математических дисциплин и информатики ККИДППО Н.Ю. Палий и старшим преподавателем кафедры физико-математических дисциплин и информатики ККИДППО Л.Н. Терновой.Контактный телефон – 8 (861) 232-96-31.

 

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Возможно Вас заинтересует:

Структура классного часа - структура классного часа

Структура классного часа - структура классного часа

Структура классного часа Структура классного часа может быть следующей. 1. Представление обсуждаемой проблемы (классным руководителем или учащимися).
Урок внеклассного чтения сказки ганса христиана андерсена классные часы скачать бесплатно классные часы

Урок внеклассного чтения сказки ганса христиана андерсена классные часы скачать бесплатно классные часы

классные часы скачать бесплатно классные часы классный час разработки классных часов скачать классный час скачать бесплатно классные часы классный
Классный час для старшеклассников вирус сквернословия классные часы скачать бесплатно классные часы

Классный час для старшеклассников вирус сквернословия классные часы скачать бесплатно классные часы

классные часы скачать бесплатно классные часы классный час разработки классных часов скачать классный час скачать бесплатно классные часы классный
Классные часы классный час что такое настоящая дружба? Классные часы скачать бесплатно классные часы

Классные часы классный час что такое настоящая дружба? Классные часы скачать бесплатно классные часы

классные часы скачать бесплатно классные часы классный час разработки классных часов скачать классный час скачать бесплатно классные часы Классный
Цели, задачи и правила проведения классного собрания - цели, задачи и правила проведения классного собрания

Цели, задачи и правила проведения классного собрания - цели, задачи и правила проведения классного собрания

Цели, задачи и правила проведения классного собрания Классное собрание помогает учащимся понять значимость проблем, происходящих в жизни, вовлекает

Готовимся к Новому Году!

Новогодние сценарии!

vertical_align_top