Психология крика
В одном исследовании опрашивались дети разных регионов России, у какого учителя они хотели бы учиться. И дети разных возрастов чаще всего отвечали: «У такого, который бы не кричал».
В наших школах сегодня действительно очень много крика. Учитель кричит, ребенок глупеет, цепенеет, начинает его бояться и хуже учиться. Но тогда почему учитель кричит? Большинство читателей могут сразу ответить: потому что учитель осознает свою неспособность повлиять на ребенка и добиться того, что ему нужно. Крик – очень сильное психологическое оружие, он вполне сравним с физическим наказанием. Устрашающий крик вызывает у ребенка сильное торможение в коре головного мозга, после чего мозг не может выполнять точные дифференцировки.
А эта операция – одна из важнейших сторон учения с точки зрения физиологии.
В животном мире крик – показатель превосходства одного животного над другим. Африканские львы устрашают друг друга на брачных ристалищах мощными душераздирающими криками. То же самое делают гориллы и шимпанзе.
В человеческом обществе такое самоутверждение через крик тоже не редкость. Кричать на детей – значит разрушать их психику.
Тогда почему же учитель кричит? Разве он не знает последствий своего крика?
Почему они кричат
Причин, почему педагог прибегает к такому воздействию, как крик, может быть несколько.
Психолого-педагогические причины
Одна из главных здесь – недостаток педагогического мастерства и общей культуры, неумение влиять на ребенка так, как бы учителю этого хотелось.
Пример: учитель что-то говорит ребенку, но тот не выполняет его требований. Согласно обыденной логике, учитель прикладывает больше усилий, следовательно, повышает и голос. И повышает до тех пор, пока ребенок не выполняет требование...
Или не убегает от своего наставника, с тем чтобы как можно реже попадаться ему на глаза.