Структура урока
ОСНОВНЫЕ ЗВЕНЬЯ (ЭТАПЫ) СОВРЕМЕННОГО УРОКА
- организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;
- проверка домашнего задания;
- проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;
- постановка цели занятия перед учащимися;
- организация восприятия и осмысления новой информации;
- первичная проверка понимания;
- организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу;
- творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;
- обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
- контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;
- домашнее задание к следующему уроку;
- подведение итогов урока.
МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ
Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
Структура урока изучения нового материала:
первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся; | |
указание на то, что учащиеся должны запомнить; | |
мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти; | |
сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.); | |
первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов; | |
контроль результатов первичного запоминания; | |
регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями; | |
внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых; | |
частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения. |
Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:
сообщение учащимся цели предстоящей работы; | |
воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий; | |
выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений; | |
проверка выполнения работ; | |
обсуждение допущенных ошибок и их коррекция; | |
задание на дом (если это необходимо). |
Структура урока формирования умений и навыков:
постановка цели урока; | |
повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой; | |
проведение проверочных упражнений; | |
ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования; | |
упражнения на их освоение; | |
упражнения на их закрепление; | |
тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции; | |
упражнения на перенос в сходную ситуацию; | |
упражнения творческого характера; | |
итог урока; | |
задание на дом. |
Структура урока повторения:
организация начала урока; | |
постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач; | |
проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание; | |
подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке; | |
задание на дом. |
Структура урока проверки знаний:
организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала; | |
постановка задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими на работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы; | |
изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика. | |
подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок); | |
определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений. |
Структура урока применения знаний, умений и навыков:
организация начала урока (психологический настрой учащихся); | |
сообщение темы урока и его задач; | |
изучение новых знаний, необходимых для формирования умений; | |
формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии; | |
упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях; | |
творческое применение знаний и умений; | |
упражнение по отработке навыков; | |
домашнее задание; | |
итог урока с оценкой проделанной учащимися работы. |
Структура повторительно-обобщающего урока:
организационный момент; | |
вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока; | |
выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений; | |
проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости); | |
формулирование выводов по изученному материалу; | |
оценка результатов урока; | |
подведение итогов; | |
задание на дом (не всегда). |
Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):
организация начала урока; | |
проверка домашнего задания, постановка цели урока; | |
подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений; | |
изучение нового материала, в т.ч. и объяснение; | |
закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым; | |
обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными; | |
подведение итогов и результатов урока; | |
задание на дом; | |
подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда). |
Структура уроков учителей-новаторов:
Система преподавания Л.В. Маховой:
рассказ обзорного типа по всей теме; | |
урок вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений | |
урок - практическая работа; | |
урок обобщающего типа с карточками-заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение главных элементов учебного материала; | |
заключительный опрос по теоретическому материалу; | |
решение задач по теме с применением микрокалькуляторов. |
Системауроков, разработанная Н.П. Гузиком для изучения каждой темы:
уроки теоретического разбора материала учителем; | |
уроки самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам; | |
уроки-семинары; | |
уроки-практикумы; | |
уроки контроля и оценки. |
Система уроков, предлагаемая Р.Г. Хазанкиным:
урок-лекция по всей теме; | |
уроки-решения ключевых задач; | |
урок-консультация; | |
урок-зачет. |