Формирование специальной готовности учителя

Формирование специальной готовности учителя

Формирование специальной готовности учителя Умение приводить себя в состояние, нужное для данного вида работы в данный момент времени, - одно из главных умений профессионала в любой области. В работе учителя в том числе. Этому не обучают в педвузах, и выпускники, профессиональные как преподаватели, оказываются беспомощными как практикующие педагоги. Те теоретические знания, которые получает студент на занятиях педагогикой и психологией, не дают умения правильно реагировать на нештатные ситуации. И молодому учителю приходится действовать интуитивно, эмоционально, а значит, непрофессионально. Появляется привычка без необходимости использовать эмоции, нервы, и прочие неприкосновенные резервы. А это, в свою очередь, быстро приводит к постоянным психологическим перегрузкам. В этом состоянии пребывает большинство учителей, и оно считается нормой, более того, поощряется, как "вкладывание души" в свою работу. Отсюда ощущение постоянного переутомления учителя, отсюда бытующее мнение о неблагодарности нашей работы.




Когда в проверку дневников, заполнение журнала, выставление оценок и прочие структурные механические действия учитель начинает "вкладывать душу", когда на уроках он напрягает нервную систему для концентрации сил, это непрофессионально, потому что разрушает душу учителя, а результат далек от желаемого. Эмоции, интуиция - драгоценный запас, неприкосновенный в повседневной жизни. Поэтому ситуации нерядовые, а они в школьной жизни довольно часто возникают, вызывают неадекватную реакцию и разрешаются неудовлетворительно. Силы и нервы расходуются без пользы для ученика, без профессионального роста педагога и во вред школе в целом.

Сформировать профессиональное умение приводить себя в нужное состояние для данного вида деятельности, прежде всего, полезно и удобно самому учителю. Научиться этому можно, и метод, предложенный Дмитрием Александровичем Аросьевым, вполне технологичен (то есть применим в разных профессиях, и может быть освоен практически любым образованным человеком).


Для того, чтобы понимать, что мешает работать спокойно, успешно и с удовольствием, необходимо самому учителю проанализировать, какое из его состояний наиболее комфортно для него самого и при этом наиболее продуктивно для результата. Такой анализ невозможен без некоторой статистики.

Мы предлагаем способ накопления статистики по некоторым критериям, которые описаны дальше. Если эти критерии кто-нибудь сочтет для себя неудобными или неподходящими, или разработает более понятные и интересные критерии, можно будет сравнивать и выбирать. Главное преимущества предлагаемой формы фиксации - его простота. Не надо вести записи, (что для очень занятых людей сложно), достаточно после каждого урока поставить на заранее заготовленном листке бумаги четыре крестика.

Итак, всем учителям, помимо записи урока в журнал, предлагается проставить на листочке бумаги четыре крестика, отражающие состояние самого учителя перед уроком, включенность класса в урок, взаимодействие учителя с классом и оценка самим учителем результата урока. Вот, приблизительно, какие уровни этих состояний кажутся мне уместными для нашей школы сейчас.

Состояние самого учителя
0 - Плохое самочувствие, головная боль, слабость, внимание не концентрируется, урок заранее кажется невыносимо трудным.

1 - Раздраженность, ожидание напряженной работы, страх не уложиться в урок. Во время урока ощущение, что время уходит, класс топчется на месте.

2 - Спокойствие на грани равнодушия. Нет сил заинтересоваться происходящим всерьез. Из задуманного выполняется чуть больше половины. Нет времени на опрос или самостоятельную работу. Не за что ставить оценки.




3 - Самочувствие никак не ощущается. Урок идет по накатанной схеме. И учитель, и ученики работают спокойно, неторопливо. Время ощущается учителем правильно.

4 - Бодрость, живой интерес к теме урока и к тому, как эта тема будет воспринята детьми. Готовность провести урок нетрадиционно, творчески.

5 - Драйв. Урок радостно предвкушается. Уверенность, что он будет удачным и интересным. Волнение, как перед премьерой.

Включенность класса

0 - Класс переговаривается, все заняты своими, не относящимися к уроку делами.

1 - Сидят тихо, смотрят на доску, что-то записывают. При попытке учителя выяснить, что усвоено, не понимают, что от них хотят. Отвечают после долгих наводящих вопросов,

2 - Работают добросовестно, хотя и без особого желания. Но отвлекаются и после этого с трудом возвращаются к работе.

3 - Класс занимается добросовестно, с пониманием и осознанием своей урочной деятельности. Ученики работают внимательно, не отвлекаются. Быстро переключаются с одного вида деятельности на другой.

4 - Класс увлечен уроком. Происходит самостоятельное осмысление темы и ее места в общей картине предмета. Часть детей воспринимают тему урока, как личную и важную для себя проблему.

5 - Весь класс готов работать с выходом за рамки урока, предмета и узкой темы. К уроку все готовились и лично заинтересованы в максимальной эффективности времени урока.

Взаимодействие

0 - Учитель сам по себе, класс сам по себе.

1 - Учитель объясняет, показывает, руководит, ученики выполняют. Не интересно ни учителю, ни ученикам.

2 - Урок не в тягость ни учителю, ни детям. Все правильно располагается во времени, дети без особого труда усваивают материал урока и получают нормальные оценки.


3 - Часть урока вызвала живой интерес и активное обсуждение, появились нетривиальные мысли, решения, которые порадовали обе стороны.

4 - Игра. Учителю и ученикам одинаково интересно происходящее. Возможны неожиданности и сюрпризы (Азарт игры необязательно сопряжен с азартом познания).

5 - Учитель и ученики делятся новой и взаимно интересной информацией. Урок проходит в атмосфере азарта познания, совместного поиска правильного ответа. Вызывает желание в свободное время вернуться к обсуждаемой теме.

Как и по каким критерием оценивать результат урока, учитель может определить для себя сам. Может быть, по результатам контрольных работ и тестов, может быть, как-то по-другому.

Уже через месяц учитель может сам, посмотрев на графики, увидеть кое-какие закономерности.

У некоторых участников эксперимента состояние и остальные параметры зависят от времени дня. Например, с утра все хорошо, а к пятому уроку все точки на графике "проваливаются". Иногда такие "провалы" соответствуют дням недели, или колеблются в зависимости от магнитных бурь. В этих случаях психологи работают с учителями, обучая их быстрой релаксации, умению предупреждать плохое самочувствие, не доводя до полного упадка сил, рекомендуют комплекс мер по сохранению здоровья. Любопытно, что учителя, в свою очередь, гораздо убедительнее начинают пропагандировать здоровый образ жизни своим ученикам.

Чаще точки на графике "падают" на каком-то классе. Во всех классах ровно, спокойно и плодотворно проходят уроки. Показатели по всем параметрам не ниже середины, а в этом классе постоянно ниже двойки. Если такая картина по данному классу только у одного учителя - это требует совместной работы учителя и психолога. Выясняется, кто из класса вызывает отторжение, вырабатываются совместно способы установления контакта с классом. Если же один и тот же класс "проваливается" у нескольких учителей, собирается психолого-педагогический консилиум, на котором обсуждаются проблемы этого класса. Коллегиально выбираются способы и методики для преодоления возникших сложностей в этом данном классе. Иногда эти способы обсуждаются вместе с учащимися и их родителями.




Важно то, что сложности и проблемы не остаются незамеченными, и то, что учителя имеют возможность сами отследить, что мешает им работать успешно и с удовольствием.

Есть еще одно, важное на наш взгляд, преимущество предлагаемого метода рефлексии и самонастройки. Этот метод позволяет каждому учителю достичь той личной цели работы, которая даст именно ему удовлетворение и радость. Личная цель совсем не обязательно должна совпадать с той, что прописана в инструкциях и методиках. Чаще всего действительные личные цели далеки от заявленных и даже осознанных. Учителя, воспитанные в духе самопожертвования и высокого служения чужим интересам, не сознаются даже самим себе в том, что на самом деле в работе их привлекает возможность самоутверждения ("смотрите, какой я умный, и как здорово я все это знаю"), восхищение, симпатия и доверие детей (учителям, особенно молодым кажется, что это компенсирует их неумение правильно контактировать со взрослыми). Можно перечислить, по крайней мере, несколько целей такого рода, и, я думаю, большинство учителей, честно проанализировав свои эмоции, найдет среди них те, которые диктуются именно такими "неуставными" целями. ( Иногда для такого анализа необходима помощь психолога.)

В этом нет ничего плохого до тех пор, пока эти личные цели не входят в противоречие с общей задачей школы - образование и воспитание учеников. К сожалению, очень часто желание учителя чувствовать себя умнее, чем дети, оборачивается высокомерием и невнятностью объяснений. Уроки становятся для учеников скучными. А скучные уроки, в конечном счете, оборачиваются плохими знаниями учеников. Погоня за популярностью оказывается поощрением распущенности, унизительной для учителя фамильярностью и опять же плохими знаниями. Желание сохранить нервную систему, не реагируя на нарушение дисциплины во время урока, или выставляя хорошие оценки, чтобы отвязаться, рано или поздно мстят за себя раздражением против большинства учеников и потерей их уважения.

Во всех этих случаях личная цель не достигается, так как по мере ее достижения теряется главное - положительные эмоции. Разочарование наступает тем скорее, чем в большей степени учитель обманывает сам себя, пытаясь найти внешнюю причину своих неудач. Но это очень трудно - самому найти ошибку в своих собственных установках. Чаще всего учитель даже не догадывается, что его неудачи внутри него, обвиняет в них учеников, их родителей, программы и начальство, то есть то, что он не может изменить. Чувство бессилия приводит к разочарованию и раздражению. Школа получает работника, который, в лучшем случае, формально выполняет то, что положено, не интересуясь реальным результатом своего труда, и мечтая о пенсии. Часто эти учителя конфликтуют с коллегами или администрацией, мелочно придирчивы к ученикам, везде и всюду видят попытки их обидеть или унизить.

В этом случае учительница уверена, что девочка пришла в школу в модных туфлях, только для того, чтобы унизить немодно одетую учительницу, что мальчик не выполнил домашнее задание, чтобы показать, что она для него никто, а ученики изрисовали парту, чтобы сделать гадость ответственному за кабинет, и т. п. Эта болезненная обидчивость очень тяжела и для самого учителя и для окружающих его людей. В конце концов мир становится таким, каким он кажется: ученики действительно начинают хамить и делать гадости, коллеги начинают сторониться, родители учеников жаловаться. Главное следствие - все несчастны, в первую очередь - сам учитель.

Формирование специальной готовности заключается прежде всего в том, чтобы учитель был готов встретиться с конкретными детьми для конкретной совместной работы. Очень часто учитель, подготовив прекрасный и интересный материал, расписав весь урок по минутам, не может понять, почему его титанические усилия пропали втуне. И почти всегда он убежден, что все было бы прекрасно, если бы один или два ученика этого класса не мешали всем остальным. Далеко не сразу учитель начинает понимать, что это и есть его неготовность к этому уроку в этом классе. Правильно подготовиться к уроку - это учесть все факторы, которые могут помешать его проведению, в том числе - нерадивого ученика, порядковый номер урока в расписании класса, день недели и собственное настроение.
Пока первый результат эксперимента в нашей школе - то, что учителя перестали обижаться на учеников и говорить с ними раздраженным тоном. Даже первый этап - рефлексия после каждого урока - дает очень много. Если параметры необоснованно завышаются, результаты начинают противоречить оптимизму графика, учитель раньше любого проверяющего увидит это противоречие. Если точки ставятся честно, на графике, как в зеркале, отразится реальное положение дел. Появляется привычка к самоконтролю и желание совершенствоваться. Все реже звучит: "Этого ребенка невозможно научить". Чаще: "Я не знаю, как его научить". А это значит, что учителя готовы учиться. Эксперимент продолжается.


автор: Иващенко Нина Наумовна
Уважаемый посетитель!
Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Сбросить