Рекомендации по организации выездного лагеря

Рекомендации по организации выездного лагеря

Летом многие педагоги принимают участие в организации выездных лагерей отдыха. Прежде чем приступить к такой ответственной работе, ее нужно продумать до мелочей.
Первое, с чего необходимо начать организацию работы школьного лагеря, – это изучить должностные инструкции его начальника. Затем следует определить состав сотрудников. В идеале это должны быть: воспитатели, медицинский работник, музыкальный работник, физкультурный руководитель. Также всегда необходимы педагоги-организаторы, умеющие петь, танцевать, рисовать, вести какое-либо направление дополнительного образования (бисероплетение, оригами и т. п.).

При подборе персонала следует помнить, что в составе педагогического коллектива лагерной смены на 7–10 детей должен приходиться как минимум один взрослый человек, а в общей сложности их должно быть не менее трех на отряд. В случае необходимости оставить одного взрослого с ребенком (либо отвезти его в город) весь отряд должен существовать в нормальном режиме. Двоим педагогам обеспечить такой режим как раз под силу.




Совет руководителю выездного лагеря:
  • Если собранная информация вас устраивает – хорошо, если что-то смущает – обговаривайте, уточняйте, добивайтесь изменений, решайте.
  • Если предлагаемые условия явно не соответствуют основным требованиям – ищите другую базу.
  • Чтобы быть уверенными в безопасности детей, проверяйте все лично. И берите на заметку все, что можно внести в план смены.

Необходимо заранее собрать как можно более полную информацию
о месте, где будет базироваться лагерь. При этом вас должно интересовать все, а именно:
  • вопросы проживания:
    – сколько человек вмещают палаты-комнаты;
    – имеются ли в наличии холодильники, телевизоры, электрические розетки, балконы, душ, горячая и холодная вода, сушилки, гладильная комната и т. п.;
  • вопросы питания:

    – сколько раз в день будет обеспечено питание;
    – примерное меню на 7–10 дней;
  • наличие условий для проведения спортивных игр и досуга:
    – большого помещения для массовых мероприятий (холла, актового зала, конференц-зала);
    – проката спортинвентаря;
    – бассейна;
    – спортзала;
    – настольного тенниса;
    – проката лодок, велосипедов и т. д.;
  • оснащение и режим работы медкабинета:
    – какие процедуры могут быть проведены на месте;
    – можно ли обеспечить круглосуточное дежурство;
    – возможен ли вызов врача вечером или ночью;
    – откуда и сколько по времени в случае необходимости будет ехать машина скорой помощи;
  • вопросы организации отдыха детей:
    – есть ли на базе местный массовик-организатор;
    – какие программы запланированы на время лагерной смены;
    – можно ли арендовать, например, стоящий поодаль у реки Домик рыбака, со столами, мангалом и дровами;
    – есть ли поблизости стационарное кострище, где в конце смен можно будет проводить прощальные вечера с угощением блинами;
    – есть ли инструктор, который может водить детей в походы по лесу;
  • вопросы безопасности:
    – охраняется ли территория лагеря;
    – есть ли связь с милицией;
    – осуществляется ли пожарная безопасность жилого корпуса и территории.

Собранную информацию нужно представить в виде памятки и вручить детям и их родителям вместе с программой лагерной смены и списком вещей, которые следует взять с собой.

Кроме того, должен быть оформлен стенд с веселым названием лагеря ("Солнышко", "Чайка", "Эврика", "Калейдоскоп", "Мозаика" и т. п.), включающий следующую информацию:
  • место расположения лагеря;
  • программу лагерной смены;
  • список необходимых вещей;
  • состав педагогического коллектива;
  • список желающих отдохнуть в лагере;
  • контактные данные (ваш рабочий и мобильный телефоны). Номер мобильного телефона приобретается специально – по нему в лагерь будут поступать звонки от родителей и руководства, а денежную сумму на этот номер для постоянного контакта нужно заранее рассчитать и заложить в лагерную смету.




Брать ли детям с собой в лагерь мобильные телефоны? Конечно, брать, но с двумя предупреждениями: вы не несете ответственности за их сохранность, и это должна быть простая, недорогая модель. А дальше, как правило, следует договоренность о том, что вы всегда на связи, а дети будут созваниваться с родителями не реже, чем раз в два дня. Бывает, что забытый телефон благополучно "живет" где-нибудь под подушкой или (при наличии в нем игр) "гостит" в соседней палате, либо, будучи разряженным, "отдыхает" на подоконнике, а родители ребенка все это время находятся в состоянии паники. Важно контролировать, чтобы дети не забывали выходить на связь с ними. anstars.ru

Планирование лагерной смены зависит от особенностей детского коллектива и возможностей педагогического состава и лагерной базы. Составляется основной режим дня. Далее планируются мероприятия. Как их объединить в одно целое?

Можно сделать акцент на какой-то одной тематике, например:
  • "Волшебные смены" (посвященные Гарри Поттеру и его друзьям);
  • "Сказочная страна" (дети каждый день проводят с героями одной из сказок);
  • "Незнайка в Цветочном городе";
  • "Большое космическое путешествие" и т. п.

Режим дня в летнем лагере
  1. Подъем – за полчаса (час) до завтрака.
  2. Зарядка – упражнения под веселую музыку в течение 10 минут.
  3. Санитарно-гигиенические процедуры, уборка в номере.
  4. Завтрак.
  5. Прогулка на свежем воздухе с подвижными играми (экскурсия, поход в лес, на озеро и т. д.).
  6. Обед.
  7. Тихий час.
  8. (Ребенок может не засыпать, но он не должен мешать отдыхать другим. Следует установить правило: во время тихого часа полагается лежать на кроватях, при этом разрешается лишь негромко разговаривать.)
  9. Подъем, уборка в номерах.
  10. Полдник.
  11. Тематическое мероприятие (лучше на воздухе). Если мероприятие проводится в помещении, то на вечер следует запланировать прогулку.
  12. Ужин.
  13. Второе тематическое мероприятие или вечерняя прогулка (лучше на территории базы). Общее мероприятие чаще проводят после ужина.
  14. Вечерний душ, переодевание, подготовка ко сну.
  15. Отбой.


Беспроигрышным вариантом является составление специального "Волшебного календаря", где все дни лагерной смены представлены как праздничные. Тогда у вас в плане появятся: "Первое сентября" (его можно объединить с Днем учителя, задав этими событиями дух смены); "Ужастик-парк" – русифицированный Хеллоуин (пример организации дня "Ужастик-парк" представлен в приложении 1); всеми любимый Новый год; Рыцарский турнир; День дружбы; День смеха; Открытие Олимпийских игр и т. п.

Все праздники вы выбираете сами, исходя из продолжительности смены и возможностей. К этому традиционно добавляются такие мероприятия, как игра в поиск клада, спортивно-туристическая "Зарница", День прощального костра…

В приложении 2 представлены игры, которые можно провести с детьми на прогулке в лесу. Кроме того, есть такие конкурсы, которые всегда интересны детям, например игра "Смекалочка" (приложение 3).

Только не стремитесь объять необъятное – вы вправе менять даты и время проведения мероприятий в зависимости от погоды, состояния детей и ваших собственных сил. Если вчера день был посвящен фантазии и творчеству, то сегодня можно провести подвижные игры или конкурс на лучшую фигуру из песка на речном пляже. Когда погода позволяет, больше времени проводите на улице, если идут дожди, займите детей каким-либо творческим занятием в помещении.




Когда тематика определена, мероприятия спланированы, дело за материальным обеспечением.

Пакуется в коробки и подписывается все:

ножницы, клей, бумага, ватман;
  • костюмы;
  • магнитофон с аудиозаписями;
  • спортинвентарь: мячи, веревки, кольца, пластмассовые шары из сухого бассейна;
  • спички, свечки, фонари;
  • награды для детей, сувениры, медали, сладкие призы, заготовки грамот и дипломов, благодарственных писем родителям.

С собой у вас должны быть деньги – необходимый наличный капитал на всякий случай.

Отдельный пункт сборов – аптечка. Вы оговариваете с родителями, что набор привычных для ребенка медикаментов они комплектуют сами, но хранится он у вас. Многие дети подвержены аллергическим реакциям, и вам следует знать специфику их заболеваний. В идеале все необходимое должно иметься у медицинской сестры или врача, но нередко бывает иначе. Использовать какой-либо препарат вы будете только по согласованию с медработником и родителями, чаще всего это средства от насморка и боли в горле, которые применяют при первых симптомах заболевания, кишечно-желудочные препараты, средства от изжоги, кашля, головной боли, глазные или ушные капли. Не забудьте взять с собой градусник, перевязочные материалы, ватные диски. Не слушайте советов типа: "Вы же туда не болеть едете". Всегда лучше перестраховаться, нежели упустить что-то важное. К сожалению, в некоторых медпунктах, кроме бинта и зеленки, может ничего не быть.

У вас есть план действий, коллектив единомышленников, список детей, материальное обеспечение. Теперь настает самый главный стратегический момент – организация и распределение всех зачисленных в лагерь детей. Ваша задача – сформировать команды (группы) детей в соответствии с их личными симпатиями, выбрать командиров (лидеров этих групп). Такие команды составят основу всего – распределения детей по палатам, проведения мероприятий. Существенную роль в этом обычно играют дети, которые уже не первый раз едут с вами. Как правило, они становятся вашими лучшими помощниками в деле практического воплощения всех задумок и планов. Вместе с командирами вы будете решать вопросы организации и проведения мероприятий – они сами все расскажут и объяснят своим командам. При этом отпадают многие дисциплинарные вопросы, так как с момента своего образования команды вступают в соревнование. Кого лучше выбрать командиром, решайте вместе с коллегами. Кроме командира в составе команды можно выделить его заместителя, а также художника, связного и др.


Результаты каждого дня торжественно объявляются, вывешиваются на стенде, комментируются. Появляются и штрафные баллы: за грязь, незаправленные постели и пр. Совет командиров будет сам (даже строже, чем вы) контролировать все организационные моменты. Только не забывайте, что это – игра, не пускайте ее на самотек, но и не перебарщивайте с формальностями. У нас бывало, что дети, уже вечером, после отбоя, крадучись пробирались из палат к информационному стенду – посмотреть результаты прошедшего дня.

Развлечения в летнем лагере:
  • командная игра "Изображалка": командам предлагают за 30 секунд придумать и показать (на выбор): стадо коров, футболистов, корриду, симфонический оркестр. После того как картина будет показана и встречена аплодисментами, вводится дополнение – несущийся рой злых пчел или приближающаяся волна-цунами;
  • игра на выявление самого внимательного: все игроки встают в круг и начинают передавать мяч или мягкую игрушку из рук в руки. Вы объясняете, что когда музыка перестанет звучать, тот, у кого игрушка находится в руках, выбывает из игры. И так до победителя;
  • конкурсы для болельщиков: одни хлопают, другие топают; исполнение куплетов из песен, в которых упоминаются деревья, вода или имена.


Обязанностью руководителя лагеря должен стать ежедневный личный обход всех палат, который обеспечит контроль:
  • состояния здоровья детей (нет ли кашля, не болит ли горло, как ели, как спали);
  • ежедневного приема душа;
  • наполняемости мешков с грязным бельем.

Ездить с детьми из начальной школы легче в организационном плане, но более проблематично в плане самообслуживания – далеко не все способны самостоятельно помыться в душе, убрать за собой и своевременно переодеться. За всем этим придется следить вам.

Увы, 95% родителей просто забывают дать детям мешки для грязного белья. Вам придется в первый же вечер раздать их всем, у кого их нет, и объяснить, что нижнее белье нужно менять каждый день после вечернего душа. Полотенца следует развешивать для просушки. Носки тоже подлежат смене каждый вечер, а футболки и другая одежда – раз в два-три дня. Количество одежды вы лимитируете списком, который родители получают накануне отъезда. Иногда, зная способности своих детей приводить одежду в жуткое состояние за считанные часы, родители собирают ежедневные комплекты из белья, футболок и толстовок. Что ж, в ряде случаев такое решение представляется грамотным. Дети не всегда способны оценить уровень чистоты своей одежды – нужно помогать им в этом.

Но ежевечерний обход проводится не только для этого… Это ритуал, позволяющий вам чувствовать состояние детей. Вы не спеша обходите все палаты: кому-то поправите одеяло, кого-то погладите по голове, с кем-то поговорите по душам… Поверьте, дети очень ждут этих минут, они нужны им для разрешения каких-либо психологических проблем. Именно из состояния детей вы будете исходить, планируя весь завтрашний день.

Помните, что двери палат нельзя запирать, как и вашу дверь. Вы в любой момент должны иметь возможность войти в палату к детям, и у них должна быть возможность войти к вам и днем, и ночью. После всех обходов, которые могут закончиться ближе к полуночи, у вас начинается педсовет, посвященный следующему лагерному дню…

Если дети маленькие, а на дворе осень или весна, то к вечерним обходам добавляется контроль чистоты обуви, курток и комбинезонов…

Конечно, при наличии слаженного коллектива ежевечерний обход делают все педагоги, но руководитель обязательно должен проверять психологическое и физическое состояние детей. Иногда полезно почитать им на ночь книгу.

Во время купания в водоеме нужно точно знать, сколько человек находится в воде, сколько на берегу. Как минимум один взрослый должен вместе с детьми быть в воде, а двое наблюдать с берега, причем один из них в случае необходимости должен быть готов войти в воду. Детей следует приучить к свистку – докричаться с берега до купающихся практически невозможно.

В палате запрещается пользоваться балконами. Лучше всего задвинуть балконную дверь тумбочкой. Следует иметь в виду, что иногда самые простые архитектурные решения могут таить в себе опасность.

При любой жалобе на полученную ребенком травму необходимо проверить степень ее тяжести у врача (например, прихрамывание может быть вызвано трещиной пяточной кости). К жалобам детей следует относиться очень внимательно.

Особое внимание – к качелям, всяким "лазалкам" и "виселкам". Проявляйте бдительность: если дети находятся возле качелей – будьте рядом, страхуйте их, учите, как надо пользоваться качелями, в целях безопасности.

Каждая смена в лагере по-своему удивительна и неповторима, и если дети не хотят уезжать из лагеря или интересуются у вас, когда можно приехать снова, то это самая высокая оценка вашей работы.

Приложение 1

Организация дня "Ужастик-парк"

Утром в лесу можно набрать материал для изготовления чучел Бабы Яги, Лешего, Кощея Бессмертного, Змея Горыныча, Людоеда и т. п. После полдника дети могут придумать и нарисовать на картоне страшную маску для вечернего карнавала, добавить к ней бусы из веточек, листьев, бумаги и пр. Все это пригодится вечером. Для подготовки нужны магнитофоны, при этом следует четко определить время репетиции.

После ужина в зале начинается конкурс видеоклипов – для этого используют песни Ю. Энтина из сборника "Ужастик-парк", в котором есть песни о Людоеде, Бабе Яге и даже Компьютерном Вирусе. По жребию каждая команда получает пару песен, которые нужно проиллюстрировать танцем, движениями и т. д.

После конкурса отряд отправится на Тропу страха. Это небольшой маршрут, который нужно пройти в сумерках по хорошо знакомому и совсем нестрашному месту. Только идти нужно одному, а в разных местах притаились замаскированные люди, которые в нужный момент подвывают, посвистывают, постукивают ложками, создавая таинственную и устрашающую обстановку. Там, где маршрут заканчивается, горит костер. Именно до него и должны добраться те, кто одолеет Тропу страха. Потом состоится торжественное посвящение всех в бесстрашные герои, и начнутся танцы у костра в карнавальных масках. В конце вечера страшные маски будут торжественно сожжены со словами: "Я никого и ничего не боюсь!"

Приложение 2

Игры на прогулке в лесу

Дети весело идут впереди, кто-то из взрослых отстает и прячет неподалеку от тропинки какие-либо предметы (мячики, пластмассовые кубики, цветные шарики и т. п.). Затем детей останавливают, выстраивают по командам и ставят задачу – найти. Кто сколько предметов найдет – столько очков зачитывается команде. Обычно дети ищут очень увлеченно, эту игру можно повторять сколько угодно раз – она не надоедает.

Одна или две команды остаются на месте, а другая уходит вперед метров на сто (с педагогом, естественно) и прячется в лесу вдоль дороги. Задача взрослого – внимательно все контролировать, иначе вам придется снимать с деревьев особо шустрых участников игры. Через пять минут остальные команды пытаются отыскать игроков. На это им отводится три минуты. Необнаруженный участник принесет дополнительные очки своей команде.

Игра в разведчиков – команды расходятся из одного места в разные стороны (со взрослыми), а через двадцать минут собираются в точке старта, делают карту местности, где отмечены характерные ориентиры и спрятан какой-либо предмет. По жребию команды меняются картами и – вперед. Победит тот, кто найдет по ориентирам на маршруте предмет и первым (вторым, третьим) доставит его к точке старта, а также та команда, карта которой будет оценена судейской коллегией как самая лучшая.

"Поиски клада". В этой игре карту рисуют взрослые, часть карты доводит участников игры лишь до того места, где их ждет взрослый, переодетый в какого-нибудь сказочного героя, которому нужно, чтобы вся команда выполнила то или иное задание. После выполнения задания команда получает следующую часть карты для очередного этапа игры. Такую игру можно проводить, предоставив детям полную самостоятельность, с одной лишь оговоркой – на каждый этап команда должна прибыть в полном составе. Потеря или опоздание кого-нибудь снимает с игры всю команду. А уж кого держать за руку и как быстро передвигаться, дети разберутся сами. Тем не менее, проводить игру рекомендуется на территории лагеря.

Приложение 3

Игра в летнем лагере "Смекалочка"

Рассмотрим игру, которая подходит для любой компании. Ограничения по возрасту – неумение читать и незнание таблицы умножения. Ограничение по времени – игра продолжается столько, сколько выдерживают участники и зрители.

Оборудование: карточки с крупными буквами "В", "Е", "С", "Н", "А" (каждая в двух экземплярах разного цвета); карточки с цифрами от 1 до 5 (тоже в двух экземплярах); небольшая мягкая игрушка; магнитофон с записью веселой музыки; два стула.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас! Посмотрите, какая вокруг красота! Зеленая листва, яркие цветы, улыбки на лицах… Давайте составим красивый букет! Кто может назвать цветок на букву "А"?

Активно и весело комментируя, подзадоривая детей, добивайтесь, чтобы прозвучало несколько вариантов названий. Тот, кто назовет последним, получит приз в виде двух букв "А". Первую букву предлагается оставить себе, а вторую подарить другу. Далее все продолжается аналогично. В итоге у десяти человек в руках оказываются буквы. Этих ребят приглашают на сцену.

Далее участникам предлагают разделиться на две команды (буквы предусмотрительно заготовлены двух цветов для удобства разбивания на команды) и внимательно выслушать рассказ. Как только в рассказе будет пауза, нужно составить из этих букв слово (ответ).

Примерный текст рассказа: "Какая долгая была зима! Холод, снег, вьюга. Но вот солнышко начало выглядывать все чаще и чаще, длинные сосульки звонкой капелью поют веселую песню, громче и громче кричат воробьи. По всем признакам ясно – наступает… (Команды выстраиваются, образуя слово ВЕСНА.) Промелькнула весна, и в летние каникулы мы с друзьями отправились путешествовать. Первый наш маршрут был в замечательный северный город, мы летели на самолете, а под его крылом змеилась прекрасная… (Команды выстраиваются, образуя слово НЕВА.) Пробыв в Санкт-Петербурге несколько дней, мы продолжили наш путь…" И так нужно связывать слова несколькими предложениями в единый сюжет. При этом можно составлять любые слова из имеющихся букв: ВЕСНА – НЕВА – СЕНА – ВЕНА – ВЕС – НАВЕС – СЕВА – ЕВА – ВЕСНА.

Между командами возникает веселое соревнование, задается соревновательный тон.

Педагог: Теперь понятно, что все вы прекрасно знаете русский язык! А умеете ли вы считать?

Членам команды раздают подготовленные цифры. Если участников программы много, то цифры можно раздать другим детям, проведя такую же игру, как с названиями цветов. Дальнейшее действие напоминает первую игру, только перед участниками ставят два стула, и для ответа они должны сесть на стул и показать карточку с нужными цифрами. Дальше называется всем знакомая таблица умножения так, чтобы в ответах фигурировала комбинация из двух цифр. Например: 3 ? 5, 3 ? 4, 4 ? 6, 3 ? 7, 2 ? 7, 8 ? 3, 2 ? 6 и т. д.
****************************************
Уважаемый посетитель!
Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Сбросить