Методические рекомендации по биологии на 2009-10 уч.год

Методические рекомендации по биологии на 2009-10 уч.год


Методические рекомендации для ОУ Краснодарского края о преподавании биологиив 2009 – 2010 учебном году
Преподавание биологии в 2009 – 2010 учебном году ведется в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).
2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. № 379 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2009 – 2010 учебный год».



4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002 № 2783).
5. Приказ департамента образования и науки Краснодар-ского края от 24.07.2009 г. №2320 «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений Краснодарского края на 2009 – 2010 учебный год».
6. Примерная программа основного общего образования по биологии. Примерная программа среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень). Примерная программа среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень).

Федеральный перечень учебников на 2009 – 2010 учебный год размещен на сайте http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_08/m379.html).


Российское образование рассматривается в настоящее время в контексте мировых традиций и изменений его приоритетов.Существенными для развития образования становятся интеграционные процессы, определяющие современное мировоззрение, активно воздействующие на способы решения актуальных проблем и стиль мышления.Перед обществом поставлен вопрос о роли и качестве образования, в том числе и биологического, изменении его приоритетов:- переориентации на компетентностный подход;- непрерывное самообразование;-овладение новыми, современными педагогическими информационными технологиями;- обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.Биологическая грамотность становится социально необходимой, а роль школьного курса биологии в системе культуры, воспитания уважения и любви ко всему живому как к уникальному и неповторимому нельзя недооценивать.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе, присущих ей закономерностях, методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания в различных жизненных ситуациях;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проектно - исследовательской деятельности учащихся;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры отношения к природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.
В преподавании школьной биологии используются разнообразные учебно-методические комплекты.С целью сохранения единого образовательного пространства и обеспечения учащихся учебниками в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2009 – 2010 учебный год, из пяти разработанных линий в ОУ края, по данным ЦОКО и тьюторов по ЕГЭ, работают по трем:



1. Пономарева И.Н. и др. – 48% ОУ;
2. Сонин Н.И. и др. – 30% ОУ;
3. Пасечник В.В. и др. –22% ОУ,
которым соответствуют следующие программы:- Т.С. Сухова, Пономарева И. Н. Природоведение. Биология. Экология. – М.: Вентана – Граф, 2008 г.- М. Пальдяева. Биология. 5 – 11 кл. Программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. / М.: Дрофа, 2009.- И.Б.Морзунова. Биология. 5 – 11 кл. (2-е изд.). Программы для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008.- В.С. Кучменко. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. Природоведение. 5 – 11 кл. – М.: Дрофа, 2002 (при БУПе 1998 г.).- Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина. Биология. Программа для общеобразовательных учреждений. 10 – 11 кл. – М.: Просвещение, 2007 – 2008 гг.- А.П. Пуговкин, Н.А. Пуговкина. Программы. 10 – 11 кл., базовый уровень. – М.: Академия, 2007 – 2008 гг.- А.Е. Андреева, Н.Д. Андреева и др. Программа для общеобразовательных учреждений. Биология. 5 – 11 классы; изд. «Мнемозина». В связи с тем, что предлагаемые УМК характеризуются своими содержательными и методическими особенностями, предполагается, что обучение школьников с VI по IX классы организуется по учебникам одной содержательной линии. Выбор конкретной линии УМК осуществляется в зависимости от предпочтений педагогического коллектива с учетом учебных особенностей учащихся.
Обращаем внимание на то, что содержательный материал программ 2004 – 2008 годов представлен в двух уровнях: базовом и профильном.

В Краснодарском крае в ОУ осуществляется профильное обучение. Оно является средством дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и потребности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения обучения.


Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативное учебное время, установленные действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, каждое образовательное учреждение, а при определенных условиях и каждый обучающийся вправе формировать собственный учебный план.

Такой подход предоставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а обучающимся – выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и составляют его образовательную траекторию. Такое направление деятельности определяют региональные нормативные документы (приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 01. 04 2009 г. № 788. Приложения № 1,2,3).

Преподавание биологии в старшей школе в профильных и универсальных (общеобразовательных) классах осуществляется по следующим (допущенным) учебникам:

Базовый уровень
11.Андреев Н.Д.Общая биология.10 – 11кл.Мнемозина
22. Каменский А.А. Криксунов Е.А. Пасечник В.В.Общая биология.10 – 11 кл.(базов., профил.)Дрофа
33. Беляева Д.С. Дымшиц Г.М.Общая биология.10 – 11 кл. (баз.)Просвещение
44.Сивоглазов В.И. Агафонова И.Б.Захарова Е.Т.Общая биология.10 – 11 кл. (баз.)Дрофа
55. Пуговкин А.П. Пуговкина Н.А.Общая биология.10 – 11 кл. (баз.)Академия
Профильный уровень:
66.Захаров В.Б.Мамонтов С.Г.Сонин Н.И.Общая биология.10 – 11 кл.Дрофа
77.Бородин П.М.Высоцкая Л.В.Дымшиц Г.М. и др.Общая биология.10 – 11 кл.Просвещение
88.Пономарева И.Н. Корнилова О.А. Симонова Л.В.Общая биология.10 кл.,11 кл.Вентана-Граф
99.Сухорукова Л.Н. Кумченко В.С. Чернявская Т.Ф.Общая биология.10 – 11 кл.Просвещение
В ОУ, работающих по БУП(у) 2004 года на основе регионального базисного учебного плана, в VI классе биология изучается в объеме одного часа в неделю при пятидневной учебной неделе, в объеме двух часов в неделю при шестидневной неделе (1 час – за счет часов компонента образовательного учреждения).В 7 – 9 классах – 2 часа в неделю.В 5 классах (природоведение или естествознание) – 2 часа в неделю.В 10 – 11 классах (Приложение № 4 к приказу ДОН от 24.07.2009 г. № 2320).



Профильный уровень:
профильный предмет – 3 часа в неделю и 2 – 3 часа на элективные курсы, спецкурсы, модули;
базовый уровень – 1 час в X и XI классах в неделю, или 2 часа в X кл., или 2 часа в XI кл. в одном полугодии.
В ОУ края на базовом уровне иногда изыскивают возможность дать в X – XI классах по 2 или 3 часа: 1 час. в X и 2 часа в XI классе либо в X кл. – 2 часа, а в XI кл. – 1 час (программа И.Б. Морзуновой).Обратите внимание на преподавание и значение элективных курсов в IX – XIклассах, их специфику и роль в современном образовании.
Они выполняют три основные функции:
1) развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне и получать дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ;
2) «надстройку» профильного учебного предмета, когда такой дополнительный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;
3) удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

В преподавании элективных курсов IX – XI классов учителю поможет следующая литература:
1. Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Естествознание» – М.: Вита-Пресс, 2004.
2. Чистякова С.Н. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. – М., 2003.
3. Журналы «Кубанская школа» №1 – 2, 2004 и «Вестник образования» №1, 2005.
4. Журнал «Профильная школа» /издается с 2004 г./
5. Сивоглазов В.И., Пасечник В.В. Программы элективных курсов. 10 – 11 кл. Биология. Профильное обучение. – М.: Дрофа, 2005, 2006 (3 сборника).
6. Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах. Программа и методическое пособие. 9 – 11 кл. – М.: изд. «Вентана-Граф», 2006.
7. Региональные сборники элективных курсов: Сборник программ элективных курсов. Выпуск №7. 10 – 11 классы. – Краснодар, 2005 и выпуск №5 для IX классов. Сборник элективных курсов. – Краснодар, 2005. 8. В.Н. Кириленкова, Д.К. Обухов. Клетки и ткани. – М.: Дрофа, 2008 г.9. Сайт http: //www.profile-edu.ru и др.
Учителю важно знать, что стандарт естественно -научного профиля ориентирует на качественное освоение достаточно обширного и сложного материала по общей биологии, а также на развитие знаний и умений, полученных учащимися в основной школе.Итоговая аттестация выпускников IX классов проводится с использованием текстов (заданий), представленных Рособрнадзором.Полный перечень вопросов по итоговой аттестации в IXклассе в 2009 году приведен в кодификаторе, помещенном на сайте www.fipi.ru, здесь же помещена спецификация, демоверсия.Все нормативно-правовые вопросы по итоговой аттестации можно найти на сайте www.zakon.edu.ru.
В связи с новой формой аттестации учащихся основной школы учителям биологии необходимо совершенствовать методику преподавания предмета и формы текущего, промежуточного и итогового контроля соответственно предлагаемой форме.Подробная информация о современных УМК с аннотациями и справочным материалом изложена в Интернет-справочнике fp.edu.ru. Сайт с примерными программами: www.mon gov.ru.Обращаем особое внимание учителей – предметников на эффективное использование учебного, учебно-наглядного и лабораторного оборудования, приобретенного в рамках ПНПО и по краевым целевым программам. В связи с этим обязательно внесение в календарно-тематическое планирование дополнительной графы «Использование учебного, учебно -наглядного и лабораторного оборудования» с целью эффективного использования оборудования на конкретном уроке.
Рекомендации по совершенствованию методики преподавания с учетом результатов итоговой аттестации 2008 – 2009 учебного года
При подготовке учащихся к экзамену можно предложить им план работы:
- познакомьтесь со структурой экзаменационных работ прошлых лет;
- проанализируйте материал, который в них входит, и наметьте последовательность его изучения;
- выберите не более трех учебных пособий, которые понадобятся для подготовки к экзамену;
- определите наиболее простые и наиболее сложные разделы курса;
- работайте с курсом последовательно, обращая особое внимание на сложные разделы;- работая с текстом, обязательно задумывайтесь над тем, о чем говорится в тексте;
- ставьте самостоятельно вопросы к отдельным фрагментам текста.
Учителю биологии следует внимательнее знакомиться с документами, определяющими экзамен в новой форме (ГИА – 9) и ЕГЭ; обращать внимание не только на демоверсии, но и на содержание государственного стандарта основного и полного образования, спецификацию и кодификатор.
На успешность сдачи экзамена влияет правильный выбор учебной литературы и учебника.
Подготовку к аттестационному экзамену следует начинать с I четверти в IX и XI классах и проводить в двух направлениях: повторение и обобщение пройденного материала.Учителям необходимо помнить, что экзамен по биологии проверяет знания и умения учащихся за четыре года обучения биологии (в IX классе) и шесть лет обучения (в XI классе).Следовательно, следует обеспечить систематическое повторение и обобщение наиболее значимого и сложного для понимания школьников материала из разделов:
- Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.- Животные.- Человек и его здоровье.
Для этого можно использовать как урочное время (планировать уроки биологии в IX – XI классах с обязательным повторением содержания курсов, пройденных в предыдущие годы), так и внеурочное время (консультативные часы, предпрофильные и профильные элективные курсы, факультативы).
Особое внимание при повторении должно уделяться следующим вопросам школьной биологии:
- способам познания живой природы и собственного организма;
- историческому развитию растительного и животного мира;
- вопросам экологии;
- строению и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы;
- особенностям строения и жизнедеятельности организма человека, его отдельным системам в контексте гигиены и санитарии, первой доврачебной медицинской помощи.
Обратите внимание на результаты тренировочно-диагностических работ, в которых используются задания, аналогичные ГИА – 9 и ЕГЭ, направленные на выявление компетентностей, сформированных в процессе обучения.Необходимую методическую поддержку вы можете получить, познакомившись с нижеприведенной литературой, допущенной ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях:- Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2009/ФИПИ. – М.: Интеллект – Центр, 2009.- ГИА – 2009. Экзамен в новой форме. Биология. 9 кл. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт. – сост. В.С. Рохлов, Г.И. Лернер, А.В. Теремов, С.В. Трофимов и др. – М.: АСТ; Астрель, 2009 г.- Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Биология. Основная школа / Кузнецова В.Н., Прилежаева М.Г. – М.: Интеллект – Центр, 2006 г.- Единый государственный экзамен. Биология. Контрольные измерительные материалы. Репетиционная сессия / Никишова Е.А., Шаталова С.Г. – М.: Вентана – Граф, 2006 – 2008 гг.- Никишова Е.А. Единый государственный экзамен. Биология. Репетиционная сессия 2.– М.: Вентана – Граф, 2006 г.- Резникова В.З., Мягкова А.Н. Единый государственный экзамен. Биология. Контрольные измерительные материалы. Репетиционная сессия 3,4. – М.: Вентана – Граф, 2007 г.- Прилежаева Л.Г., Кузнецова В.Н. Единый государственный экзамен. Биология. Контрольные измерительные материалы. Репетиционная сессия-5. – М.: Вентана – Граф, 2007г.- Жеребцова Е.Л. Биология. Раздаточный материал тренировочных тестов. – СПб.: Тригон, 2008 г.
Уважаемый посетитель!
Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Сбросить