Классный час - "поговорим о культуре речи"
Все разработки рассчитаны на 2
— 3 классных часа.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ:
«ПОГОВОРИМ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ»
(Для учащихся 12
— 13 лет)
Задачи: познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой; воспитывать любовь и уважение к родному языку, формировать навыки речевого общения.
Ход подготовки:
1. Предложить учащимся выполнить следующие задания: подобрать меткие и образные высказывания о русском языке, пословицы, поговорки, афоризмы, подготовиться к конкурсу выразительного чтения.
2. С помощью учителя русского языка и литературы отобрать лучшие сочинения учащихся класса, выписать из неудачных сочинений смешные обороты речи, неправильные выражения; понаблюдать за тем, как говорят ученики, много ли слов-сорняков в их речи (подготовить на эту тему небольшую театрализованную сценку).
3. Написать плакат:
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,
— это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
И. С. Тургенев.
План-конспект занятия:
1. Вступительное слово классного руководителя (тезисы):
Язык
— это наша история, наше богатство, культура, это язык А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, К. Г. Паустовского и других великих хранителей красоты, могущества и образности родного языка.
В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность. Эстетика речи состоит в ее нормированности, то есть в подчинении определенным нормам (правилам) произношения, ударения, построения слов, словосочетаний, предложении; в ясности, эмоциональности и доступности; в чистоте, то есть в отсутствии слов-паразитов, словесных штампов; в яркости, образности, выразительности. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного.
Великий французский философ Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена».
2. «Как мы говорим». Театрализованная сценка, подготовленная учениками.
3. Культура речи, мышления, чувств.
Классный руководитель:
О культурном облике человека мы судим не только по тому, как он выражает свои мысли и чувства. В устной и письменной речи раскрываются содержание и глубина мыслей, эмоциональная культура человека. Прослушайте, пожалуйста, выдержки из ваших сочинений и ответьте на вопросы: какое значение имеет четкость, последовательность, простота изложения мыслей в письменной и устной речи?
Можно ли излагать материал четко и ясно, если он неглубоко усвоен?
В. А. Сухомлинский писал, что мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное
— приносит беду. Подкрепите это высказывание примерами из жизни. Ответьте на вопросы: как связана культура речи с культурой чувств? По каким признакам можно судить об эмоциональной культуре человека?
Какова взаимосвязь между чувствами, речью и воспитанностью человека? От чего зависит способность управлять своими чувствами? Какими чувствами должен руководствоваться человек во взаимоотношениях с другими людьми? Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета в общении с людьми?
Назовите их (сдержанность, предупредительность, умение управлять своим настроением, приглушать отрицательные и тактично проявлять положительные эмоции, наличие чувства юмора и умение им пользоваться, доброжелательность и т. п. ). Как бы вы реагировали на слова товарища, поделившегося с вами своим горем (радостью)? (Рекомендации по развитию способности к сопереживанию, сочувствию, умению соотносить свои поступки с эмоциональным состоянием окружающих людей см.: Гиппиус С. В. Гимнастика чувств. М.
— Л., 1967, с. 173; Добрович А. Общение: наука и искусство. М., 1978, с. 89; Леви В. Искусство быть собой. М., 1977, с. 43; Учитесь властвовать собою... М., 1975, с. 139).
4. Как повысить культуру речи.
Классный руководитель:
Речь служит средством общения людей. Чтобы выработать умение говорить просто, образно, живо, с правильными интонациями, полезно выполнять такие задания, как составление словесного портрета, театральная импровизация и др.
5. Как стать интересным собеседником.
Классный руководитель обращается к учащимся с вопросами: какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать хороший собеседник? Легко ли вы находите контакт с людьми? Какие трудности испытываете вы в речевом общении?
Какая тема чаще всего является предметом вашего разговора? Затем он предлагает учащимся «проиграть» сценки разговора с товарищем или мамой по телефону, ситуации встречи и приветствия одноклассников, соседей по дому и т. п. Школьников необходимо подвести к мысли, что глубина и душевность человеческих контактов зависит не только от правильности, уместности слов и выражений, но и от манеры обращения, интонации голоса, употребляемых жестов и мимики.
Можно рекомендовать учащимся книги по культуре речевого общения: Матвеев В. М., Панов А. Н. В мире вежливости. Изд. 2-е. М., 1976, с. 113; Казимирская И. И. Учись быть культурным. Минск, 1982, с. 24; Камычек Я. Вежливость на каждый день. М., 1975, с. 82; Формановская Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении).
М., 1982.
6. Учись искусству спорить, думать, обсуждать!
Классный руководитель:
Умение анализировать жизненные ситуации, обоснованно выражать свое суждение по поводу тех или иных событий, выступать в защиту человека, отстаивать свои взгляды
— все это важные показатели речевой культуры. Придерживайтесь следующих правил: давая оценку поступку, охарактеризуйте обстоятельства, при которых он совершен, попытайтесь уяснить себе мотивы поступка, причины, которые его вызвали. Подумайте, почему тот или иной поступок имел место, какие варианты поведения в данной ситуации явились бы более правильными, целесообразными, соответствующими нормам коммунистической морали
Учащиеся анализируют конкретные жизненные ситуации.
Классный руководитель обращается к учащимся с вопросами: часто ли у вас вспыхивают ссоры с товарищами? В чем вы видите их причину? Приходилось ли вам отстаивать свою точку зрения? Если да, то в связи с чем?
Удалось ли вам убедить собеседника в своей правоте? Можно ли по разговорной речи судить о культуре человека? Предложите свои рекомендации, как надо вести спор, чтобы он не превратился в ссору
Далее классный руководитель знакомит учащихся с правилами ведения разговора- настойчиво отстаивай свое мнение, если уверен в его справедливости, правильности, уважительно относись к чужому мнению, будь тактичен с собеседником и т д
7. Подведение итогов занятия
Классный руководитель вместе с учащимися обобщает требования, предъявляемые к культуре речи, и составляет памятку, которую можно повесить в классном уголке
План дальнейшей работы:
1. Провести беседы на темы - «С чего начинается вежливость?», «Искусство ведения переписки», «Что такое деликатность?», «Культура общения» и т д
2. Подготовить викторину на тему «Почему мы так говорим?» (См - Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. М, 1960; Вартаньян Э. Эти мудрые слова М., 1980; Мережинская Е. К. и др. Занимательная грамматика Киев, 1964, Полякова Е. Н. Из истории русских имей и фамилий М., 1975, Успенский Л. Ты и твое имя. Имя дома твоего Л, 1972)
Литература:
1.Головин Б. Н. Основы культуры речи: Учеб. пособие. М: Высшая школа, 1980 335 с
2.Гольдин В. Е. Речь и этикет - Кн. для внеклас. чтения уч-ся 7
— 8 кл М. Просвещение, 1983. 109 с.
3.Розенталь Д. Э. А как лучше сказать?: Кн. для внеклас. чтения (VIII
— Х кл) М.: Просвещение, 1979. 207 с, ил
4.Розенталь Д Э, Теленкова М А Словарь трудностей русского языка 3-е изд, испр М.: Рус. яз, 1981. 696 с.
- Классный час «Семья в моей жизни»
- Беседа на тему: «От красоты познания к творчеству» (Для учащихся 15
— 16 лет) - Час театрального мастерства (Для учащихся 13
— 15 лет) - Устный журнал на тему: «Слава рукам золотым!» (Для учащихся 10
— 11 лет) - Практическое занятие на тему: «Поговорим о культуре речи» (Для учащихся 12
— 13 лет) - Практическое занятие на тему: «Учись видеть прекрасное в человеке» (Для учащихся 13
— 14 лет) - Беседа на тему «О красоте и мужестве» (Для учащихся 13
— 14 лет) - Беседа на тему «Музыка и мы» (Для учащихся 13
— 15 лет) - Беседа на тему: «Красота и труд вместе идут» (Для учащихся 15
— 17 лет) - Беседа на тему: «Чудо, имя которому
— книга» (Для учащихся 11
— 12 лет) - Устный журнал на тему: «Наш друг
— кино» (Для учащихся 14
— 15 лет) - «Огонек» на тему: «Искусство края моего» (Для учащихся 14
— 15 лет) - Классный час - Наркомания - что это?
- Классный час "Деньги - плохой хозяин, или хороший слуга?”
- Классный час на тему: «Здоровый образ жизни»
- Классный час на тему Наркомания "Все в твоих руках"
- Классный час "Слова СПИД и ВИЧ знакомы всем"
- Классный час в 5 классе "Символика России"
- Классный час "О культуре поведения в школе"
- Классный час «Я и мои друзья»
- Классный час "Поздравление девочек с 8 марта"
- Классный час Игра "Интеллектуальный ринг"
- Классный час «Здоровье –бесценное богатство"
- Классный час "Ты имеешь право... "
- Классный час "А ну-ка, мальчики!" 23 февраля 6 класс
- Классный час «Моя родословная»
- Классный час «Экология»
- Классный час "Курение - За и против"
- Классный час "Путешествие в прошлое своей семьи"
- Классный час на тему: "Права ребенка"
- Классный час "Ты и твоя будущая профессия"
- Классный час "О том, как властвовать собой"
- Классный час на тему: «Что такое настоящая дружба?»
- Классный час на тему: Курить или жить? 6-7 класс
- Классный час "Как не надо себя вести"
- Классный час "Нравственные приоритеты семьи" 7 - 8 класс
- Классный час "Всего одна рюмка"
- Классный час "Алкоголизм"
- Классный час "Братковский язык"
- Классный час "Как научиться сдавать экзамены. Советы психолога"
- Классный час "Все правила этикета"
- Сценарий классного часа "Доброта в нас и вокруг нас."
- Классный час на тему: "Хлеб - всей жизни голова"
- Методическое обоснование классного часа
- Программа классного собрания на тему «Что такое сотрудничество?»
- Цели, задачи и правила проведения классного собрания
- Структура классного часа
- Классный час "Я – гражданин России"
- Классный час "Основы законодательства в области трудового права"
- Анкеты и памятки к классному часу "Агрессия и насилие в мире взрослых и детей"
- Урок внеклассного чтения "Сказки Ганса Христиана Андерсена"
- Классный час для старшеклассников "Вирус сквернословия"
- Классный час "Новогодний классный час"
- Классный час "Что такое настоящая дружба"
- Классный час "Александр Невский"
- Классный час "Этот «безвредный» напиток…"
- Классный час "Вместе - дружная семья"
- Классный час "Дружба дороже богатства"
- Классный час "Что такое этикет?"
- Классный час Тематический вечер "О ВКУСАХ НЕ СПОРЯТ, О МАНЕРАХ НАДО ЗНАТЬ"
- Классный час "ЧЕЛОВЕК И ЕГО МАНЕРЫ"
- Классный час на тему "Я в ответе за себя и других"