help_outlineПользовательское соглашение
menu
» » » Функции классного руководителя

Функции классного руководителя

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 03.02.2006 г. № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 854 «О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ» (Российская газета, 2006, 14 января) приказываю:


 
  1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений (далее

    — рекомендации).
  2. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации довести рекомендации до государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений.


Министр
А. Фурсенко
Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 854 «О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ» (Российская газета, 2006, 14 января).
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя (далее
— классный руководитель).
В соответствии с п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 196 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 13, ст.1252) (далее
— Типовое положение), на педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом общеобразовательного учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе.

Класс
— группа обучающихся, как правило, одного возраста, осваивающих одну основную образовательную программу в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения.
В соответствии с Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178—02 (введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 г, N 44, зарегистрировано Минюстом России 5 декабря 2002 г., регистрационный N 3997) и Типовым положением наполняемость класса составляет 25 человек.
В малокомплектных общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, где наполняемость отдельных классов составляет менее трех человек, обучающиеся нескольких классов (до 4-х) объединяются в класс-комплект. Независимо от ступени общего образования наполняемость двухклассных комплектов должна составлять не более 25, а при объединении в один комплект трех-четырех классов
— не более 15 человек.
Цель и задачи деятельности классного руководителя

Цель деятельности классного руководителя
— создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи деятельности классного руководителя:

 

 
  • формирование и развитие коллектива класса
  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей
  • формирование здорового образа жизни
  • организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса
  • защита прав и интересов обучающихся
  • организация системной работы с обучающимися в классе
  • гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками
  • формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров
  • организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.


Функции классного руководителя

Деятельность классного руководителя
— целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностью ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководители! надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.
Функции классного руководителя:

 


 
  1. Организационно-координирующие:
  2. обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей
  3. установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования)
  4. проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся
  5. взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения
  6. организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива
  7. организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий
  8. стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей
  9. взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом
  10. ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
  11. Коммуникативные:
  12. регулирование межличностных отношений между обучающимися
  13. установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися
  14. содействие общему благоприятному психологическому климату п коллективе класса
  15. оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
  16. Аналитико-прогностические:
  17. изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития
  18. определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
  19. Контрольные:
  20. контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.


Формы работы классного руководителя
В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:

 

 
  • индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.)
  • групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.):
  • коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).


При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:

 

 
  • определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением
  • учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия
  • обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально-значимой, творческой деятельности обучающихся класса.


Критерии оценки осуществления функций классного руководителя
Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивай, па основании двух групп критериев: результативности и деятельности.
Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).
Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).

 

Возможно Вас заинтересует:

Всё о домашнем задании

Всё о домашнем задании

Всё о домашнем задании Виды домашних заданий I. К урокам изучения нового материала 1)Заучивание материала учебника и его пересказ; 2)Доработка
Классификация методов обучения

Классификация методов обучения

Классификация методов обучения   по источникам знаний: словесные, наглядные, практические;   по степени взаимодействия учителя и учащихся:
Памятка для составления тематического плана

Памятка для составления тематического плана

Памятка для составления тематического плана Общие вопросы плана: 1 - дата; 2 - номер урока по теме; 3 - тема урока; 4 - тип урока; 5 - триединая
Портфолио учителя - портфолио учителя - электронное портфолио педагога - структура портфолио учителя.

Портфолио учителя - портфолио учителя - электронное портфолио педагога - структура портфолио учителя.

  Портфолио учителя - Электронное портфолио педагога - Структура портфолио учителя. В переводе с итальянского "портфолио" означает
Экономическое воспитание младших школьников

Экономическое воспитание младших школьников

Рынок предъявляет к человеку большие требования: своеобразного трудового образца жизни, сформированности таких качеств личности, как

Готовимся к Новому Году!

Новогодние сценарии!

vertical_align_top