Меня это не касается

Меня это не касается

классный руководитель Меня это не касается

Правильно урегулированный конфликт может дать новый виток развития взаимоотношений между личностями – это скорее желаемый результат, к которому порой непросто прийти.

Хочется, чтобы каждому в классном коллективе было комфортно и уютно. А это значит, необходимо научить воспитанников искусству ладить с людьми, ценить в них лучшее, уметь сотрудничать, а если понадобится – определять свою позицию по отношению к поступку другого человека и находить "бескровное" решение назревшей проблемы.

Конфликт произошел в конце прошлого учебного года в 7-м классе.

В коллективе дети из семей современной интеллигенции, в основном государственных служащих со средним экономическим положением. Воспитанием детей в семьях занимаются, но получилось так, что большая часть класса – ребята, тяжело переживающие распад своей семьи – отсутствие постоянного мужского внимания особенно сказывается на мальчиках. Кроме этого ребята чутко воспринимают современную жизнь и все ее проблемы приносят в школу: их разговоры касаются, увы, совсем недетских вопросов, в частности проблем благосостояния. В классе есть лидеры – девочки, с их мнением считаются все, есть ребята, стремящиеся к лидерству, но пытающиеся достичь этого силой – их грубости побаиваются. В целом же отношения до определенного момента не выходили за рамки "штатных ситуаций", и казалось, что начавшийся с середины 7-го класса бурный процесс взросления мы переживем благополучно.




О разыгравшемся конфликте я узнала через три дня, когда расстроенная, плачущая бабушка пострадавшей девочки (назовем ее Полина) пришла ко мне с сообщением, что забирает внучку из школы. Оказывается, Полина уже несколько дней ходила в школу с модной в молодежной среде и очень дорогой, полученной в подарок от родственников умершего отца, брошкой-значком. Я безделушку эту на Полине не заметила, а вот ребята проявили интерес: стильный, дорогой (о стоимости значка спрашивали, и, уменьшенная тактичной девочкой вдвое, она, похоже, произвела впечатление), он стал предметом разговоров. Как вспоминала Полина, разговоры эти были обычной их болтовней, не обнаруживавшей в себе жгучей зависти или злобы. Очень быстро они утихли. Полина продолжала носить брошку, на которую, казалось, уже никто не обращал внимания.


И тут произошла трагедия. После урока физической культуры Полина поднялась в раздевалку и, подойдя к своей одежде, увидела скомканную жилетку, в которую была запрятана исковерканная, разломанная брошка, а на джинсах, лежащих рядом, девочка увидела расплывшиеся мокрые пятна (как потом обнаружилось, это были плевки). Полина – человек сдержанный, слезы у нее появились только дома, и не по поводу уничтоженной вещи, а как реакция на душевную боль – она не понимала, за что ее так унизили. Весь следующий учебный день я видела слезы в глазах девочки. Она была совершенно рассеянна, схватила две двойки, на мои расспросы Полина ничего не рассказывала. Ей было и стыдно, и обидно, и она не знала толком, кого подозревать и винить: все в классе шло как обычно, все вели себя ровно и спокойно. Семью Полины подтолкнуло к решению забрать ее в другую школу именно молчание ребят и их родителей – проявленные жестокость и равнодушие.

Для того чтобы добиться положительного результата, была выстроена целая система мер по разрешению конфликта:
  • сбор и анализ информации о конфликтной ситуации, консультации с психологом, социальным педагогом, омбудсменом;
  • классный час на тему "Я в ответе за себя и других";
  • родительское собрание по теме "Знаем ли мы наших детей?";
  • индивидуальные собеседования с родителями провинившихся ребят для совместного моделирования разговора об ответственности за поступок;
  • собеседование с активом класса о возможных формах определения позиции детского коллектива по отношению к конфликтной ситуации;
  • презентация спектакля на общем собрании детей и родителей, публичное определение своей позиции, принесенные от имени класса извинения за случившееся, сформированное сознание того, что совместными усилиями можно предотвратить беду.




Я долго не могла прийти в себя: страшно, что такое вообще могло произойти, и что произошедшее воспринимается моими ребятами как обыденное. Искала выход: надо было успокоить Полину и ее семью; объяснить ребятам, что унижать другого человека ни при каких обстоятельствах нельзя; найти виновных, чтобы помочь им раскаяться; совершить что-то, чтобы подобная ситуация не повторилась в жизни моих ребят. Как все это сделать?

Про материальную компенсацию я не думала: не в этом видела главную проблему. Действительно, эта сторона конфликта была решена легче и быстрее всего не нами, а Полиниными родными: ей подарили такую же брошку и еще какие-то красивые вещи. Полинину бабушку мне удалось уговорить не спешить с переводом из школы. Я извинилась перед ней за случившееся и пообещала найти выход из сложившейся ситуации.

Полина помогла мне сама: девочка по природе добрая, она быстро "восстановилась", вела себя с одноклассниками как обычно, никому никак не напоминала о случившемся.

Я старалась ответить себе на вопросы: кто это сделал? за что? как поступить? Понимая, что свидетелей, скорее всего, нет, решала проблему, как побудить к раскаянию совершившего зло, как объяснить ребятам, что они все тоже виноваты – своим равнодушным молчанием.

Почему эта история произошла именно с Полиной, могло ли это случиться с кем-то из других девочек класса? Пожалуй, да, могло случиться и еще с некоторыми. Поэтому нельзя принять содеянное как прямое выражение отношения ребят к Полине. Хотя она и не всеобщая любимица, каких-то негативных эмоций у одноклассников девочка к себе не вызывала. Итак, это не ситуация "масса против индивидуальности", это элементарная зависть, проявленная кем-то из ровесников… Пугало, что на защиту Полины никто из одноклассников не встал…


Сбор и анализ информации о конфликтной ситуации

Получив первые сведения о конфликте, классному руководителю необходимо изучить их, используя все возможные источники, и, по возможности, пополнить достоверными фактами, чтобы владеть информацией в полной мере.

В моей ситуации информационными источниками были:
  • потерпевшая Полина;
  • ее бабушка – свидетель первой реакции девочки;
  • учитель, на чьем уроке произошел конфликт.

Из этого списка исключены одноклассники Полины: они – соучастники конфликта. К тому же как был совершен поступок – никто не видел.

Вопросы для собеседования:
  1. Как узнали о ситуации?
  2. По возможности, более подробное описание ситуации.
  3. Какова реакция на случившееся – участника разговора и, если ему известно, одноклассников Полины?
  4. Каковы предположения: почему это случилось? кто и почему мог это совершить?
  5. Для учителя физкультуры еще и дополнительные вопросы:
  • Кто отсутствовал на уроке, как долго, по какой причине?
  • Каков режим работы раздевалок спортзала?
  • Кто из ребят, по его мнению, был излишне возбужден, вел себя необычно?

Для классного руководителя в момент собеседования необходимо:
  • руководствоваться психологическим правилом "отложенного наказания":
    – не торопиться с выводами;
    – не оказывать давления на расспрашиваемого в виде наводящих или заведомо оценочных вопросов;
    – не открывать до поры детям своего отношения к событию;
    – не обнаруживать, что идет расследование;
  • постараться всеми возможными способами успокоить пострадавшего, дать надежду, что вместе конфликтная ситуация будет преодолена.

Следующий шаг этого этапа – анализ и предварительная оценка собранной информации.Он тоже должен проходить в спокойной, сдержанной обстановке.

Основные вопросы классного руководителя к самому себе:
  1. Насколько случайна или неслучайна произошедшая в классе ситуация?
  2. Почему она произошла именно с этим ребенком?
  3. Что именно стало абсолютно непредсказуемым (неожиданным) в поведении класса?
  4. Кто из ребят (одноклассников или чужих) мог совершить этот проступок? Что толкнуло его на это?

Когда будут определены ответы на эти вопросы, следует сделать новый шаг – попросить консультации профессионалов: психолога, социального педагога, омбудсмена.

Чтобы сформировать для себя абсолютно объективную позицию, необходимо каждому из специалистов подробно, но без эмоций, без своей личностной оценки описать конфликтную ситуацию и задать каждому конкретные вопросы:
  • психологу: Как можно объяснить с позиции подростковой психологии совершенный проступок и инертную позицию детей по поводу случившегося? Каковы психологические способы выхода из данной ситуации?
  • омбудсмену: Каковы права пострадавшего ребенка? Какими действиями его можно защитить? Какими могут стать правовые действия, способствующие ликвидации в дальнейшем позиции "меня это не касается"?
  • социальному педагогу: Насколько разыгравшийся конфликт типичен или нетипичен для школьного коллектива? Есть ли опыт позитивного решения подобных ситуаций?
Представив социальному педагогу рекомендации психолога и омбудсмена, совместно с ним следует разработать действия по устранению конфликта и пропедевтике его возможного повторения. Е.К. Иванова................................... КЛАССНЫЕ ЧАСЫ СЦЕНАРИИ ПЕСНИ ПЕСНИ-ПЕРЕДЕЛКИ АФОРИЗМЫ И ЦИТАТЫ ВИКТОРИНЫ ИГРЫ И КОНКУРСЫ АНИМАЦИИ, ШАБЛОНЫ классный руководитель
Уважаемый посетитель!
Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Сбросить