Биография трамвая

Биография трамвая


В воскресенье, 10 декабря 1900 года, несмотря на холодный день, улица Красная была полна народа. Екатеринодарцы волновались, выбегали на мостовую, чтобы увидеть чудо – движущийся но рельсам вагон, набитый улыбающимися людьми. "Чим вона, бисова душа, совается?” спрашивали удивленные горожане. Детвора бежала следом и кричала "ура”. Ну как было не позавидовать счастливцам – первым пассажирам только что пущенного электрического трамвая?..

"Кубанские областные, ведомости” сообщали: "Трамвай пришелся по душе екатеринодарцам... Чуть ли не все городские население перепробовало удовольствие езды, катаясь взад и вперед по нескольку раз по его путям”.

Городская управа еще в 1887 году ставила вопрос о конно-железной дороге в Екатеринодаре. Десять лет спустя нашелся выгодный концессионер – Генеральная компания тяги в Париже (ее называли коротко – "бельгийцы”), с которой и был заключен договор. Компания обязалась устроить "на свой счет и риск сеть городских электрических дорог с подвижным составом и всеми принадлежностями к ним”.




Стоимость строительства трамвая была огромная
— 400 тысяч рублей, что, понятно, городу было не по карману. Через сорок лет эксплуатации трамвай, парк, постройки должны были перейти в городскую собственность, а до того город довольствовался тремя процентами от годовой прибыли "бельгийцев”``.

В январе 1907 года газета "Новая заря” писала, что "кондуктора и вагоновожатые в течение десяти часов разъезжают в холодных сапогах”. Трудные условия работы, низкое жалование привели 3 июля 1914 года к забастовке: все 200 рабочих, выставив ряд справедливых экономических требований, отказались работать. "Трамвайная администрация, – сообщали "Кубанские областные ведомости”, – решила заменить весь штат служащих новым составом”. Но не тут-то было: хорошо организованный рабочий класс Екатеринодара заставил "бельгийцев” покориться его воле – пойти на уступки и выполнить все требования, выставленные трамвайщиками! 8 июля забастовка прекратилась. Газета отмечала: "На работу стали все старые служащие”.


В 1920 году договор с "бельгийцами” был аннулирован, и трамвай навсегда перешел в собственность народа...
Помню послевоенный трамвай. Вагонов было мало. И по утрам, в часы пик, они все были облеплены: как гроздья, люди висели и на подножках, и на буферах, и на боковых стенках, а иные смельчаки даже взбирались на крышу, под дугу.

В 1949 году трамвайные линии с улицы Красной были перенесены.

Трамвай был и остается привычным видом транспорта краснодарцсв. Войдешь в цельнометаллический вагон, встанешь у окна и. пока едешь на работу или в гости, передумаешь все свои думы, наглядишься но сторонам на хорошеющий город – на подымающиеся, как грибы, многоэтажки, на деревья, которые за годы жизни моей разрослись, ушли кронами в небо, послушаешь, о чем говорят люди, что их тревожит или радует.
Уважаемый посетитель!
Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Сбросить